15 июля — День памяти великого писателя и драматурга Антона Павловича Чехова
Читайте также:
- Тогда и сейчас: в доме любителя пить и напропалую тратить деньги теперь работает авиационный колледж (07.11.2020 10:00)
- Тогда и сейчас: в историческом здании Таганрога мог бы быть Дворец бракосочетания (04.11.2020 11:00)
- Тогда и сейчас: как памятник Петру I путешествовал по миру и Таганрогу (29.03.2019 13:35)
Чехов – один из самых известных писателей мира, его произведения переведены на 100 языков.
За 26 лет творческой деятельности, им создано более 900 коротких юмористических рассказов и повестей. Многие из них, стали классикой мировой литературы. Его пьесы «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры» вошли в золотой фонд мировой драматургии.
В Таганроге сохранились дома, связанные с прототипами чеховских рассказов, и сегодня редакция «Блокнот», приглашает вас вспомнить Чехова и его произведения.
Дом Дьяконова. (Чехова, 73)
Дом принадлежал инспектору Таганрогской мужской классической гимназии А.Ф.Дьяконову, преподававшему так же латынь в младших классах.
Дьяконова все считали сухим, замкнутым человеком. В гимназии все его боялись. Это был сумрачный инспектор, педант, законник. Но педант, придававший значение только мелочам. Если брюки были недостаточно серы, Александр Федорович считал это величайшим преступлением и сажал преступника под арест. Если на Петровской улице он встречал ученика после захода солнца, то на другой день ученик выслушивал в течение часа обширную лекцию и оставался, кроме того, «без обеда».
В рассказе «Человек в футляре» Чехов, по свидетельству очевидцев, изобразил инспектора Дьяконова. «Это была машина, которая ходила, говорила, действовала, исполняла циркуляры, - вспоминал Михаил Павлович Чехов. - Всю свою жизнь А.Ф.Дьяконов проходил в калошах даже в очень хорошую погоду и носил с собою зонтик». За мягкую неслышную походку его прозвали «Сороконожкой». Он не хотел причинять зло, он хотел только в точности исполнять все правила и предписания начальства».
Кукрыниксы. Человек в футляре.1954 г.
Умер Дьяков в 1906 году. Оставленное им завещание удивило и поразило многих знавших его людей. Все свое состояние - 70 тысяч рублей он оставил на выплату пособий нуждающимся учителям народных школ, а два дома - для размещения в них начальных классов.
Надгробие на могиле А.Ф. Дьяконова/
Памятник на могиле А.Ф. Дьяконова выполнен в виде дерева с обрубленными ветвями. На памятнике надгробная эпитафия. «Незабвенному АЛЕКСАНДРУ ФЕДОРОВИЧУ ДЬЯКОНОВУ благодарные учителя».
В 1920 году в доме открыли общеобразовательную школу №4.
Дом Лободы (ул. Александровская, 95.)
В 70-е годы 19 века домом владел таганрогский купец Иван Иванович Лобода, состоящий в родстве с семьей Чеховых. Сестра Лободы Марфа Ивановна была замужем за Иваном Яковлевичем Морозовым, дядей Антона Чехова по матери.
Не имеющий детей, Иван Лобода с симпатией относился к детям Павла Егоровича Чехова. Антон часто бывал в его доме, он очень любил свою тетушку Марфу Ивановну Морозову. С ней у будущего писателя сложились особые доверительные отношения. Так, не получив разрешения на посещение театра от гимназического начальства, мальчик «...шел к тетушке Марфе Ивановне, снимал у нее гимназический мундир, надевал штатское, нахлобучивал картуз дворника и, выбирая малоосвещенные переулки, пробирался к театру».
27 июля 37-летний брат И.И.Лободы Онуфрий женился на дочери священника Тимофеева. Свадьба состоялась в доме на Александровской улице. Среди гостей присутствовали Николай и Антон Чеховы.
«Стоял по-южному теплый вечер. В густой зелени, дом Лободы сверкал праздничными огнями.<...> Из открытых окон на улицу, где собиралась большая толпа зевак, лилась музыка, слышался смех, веселый шум. Любопытные забирались даже на деревья, что бы видеть богатую свадьбу через окна. Торжество происходило на втором этаже. В обширном зале собралось много купцов, таможенных и других чиновников, приказчиков, священников, гимназических преподавателей. Говорили, что был даже какой-то генерал...»
Позже, 10 ноября 1881 года, в ж. «Зритель» были напечатаны подписи Чехова к рисункам Н.П.Чехова "Свадебный сезон", где в шуточном виде изображена свадьба О.И.Лободы.
Дом Жеребцова (Фрунзе, 70)
Здание было построено во второй половине XIX века. Оно принадлежало Ольденбургскому и Французскому агенту Александру Федоровичу Гемерле, а в конце 1880-х годов перешло крупному землевладельцу и коннозаводчику, купцу 1-й гильдии и почетному гражданину города Михаилу Ильичу Жеребцову.Сам купец является прототипом героя из рассказа Чехова «Лошадиная фамилия».
По описанию А.Баландина это было «солидное двухэтажное здание, на крыше которого по всем сторонам расположено до двадцати амфор. На фасаде красивые консоли, под ними барельефы львов, женских и детских головок, а между ними вазы с гирляндами вокруг них. Вообще богатый и красивый орнамент». Жеребцов добавил зданию то, что должно было его увековечить – в интерьере и среди решётки на крыше он изобразил букву «Ж» - Жеребцов.
Во время завершения Первой Мировой войны во дворе дома были склады оружия Заамурского запасного полка, которыми хотели завладеть рабочие, но были расстреляны. В первой половине 1918 года в здании был городской комитет РКП(б).
В 1923 здесь была открыта первая бесплатная поликлиника. С июля 1925 до наст, времени здание занимает кожно-венерологический диспансер, основанный в 1922.
Если войти в этот старинный особняк, внутри вы увидите фигурные барельефы на стенах и лепнину на потолках, парадную лестницу и стены в метр шириной. А во дворе дома – старинный колодец.
Дом доктора Шедеви (ул.Чехова, 76)
Дом построен во второй половине 19 века.
С середины 1890-х годов принадлежал Павлу Матвеевичу Шедеви (1839-1915) - главному санитарному врачу города, который, по предположению исследователей, стал одним из прототипов главного действующего лица в рассказе А.П.Чехова "Ионыч": «По окончании университета с медицинским уклоном Павел Матвеевич в середине 1860-х годов начал работать земским врачом. Придерживался взглядов недавно созданной в России революционной организации "Народная воля". Участие Павла Матвеевича во всех этих событиях носило пассивный характер и заключалось лишь в высказывании модных лозунгов и многочисленных бесполезных разговорах. В зрелом возрасте, лет уже под сорок с лишним, увлечение революционными идеями сменилось рутиной и накопительством личного капитала... » (О. Гаврюшкин "Мари Вальяно и другие")
Многие детали указывают на то, что события описанные Чеховым, происходили в Таганроге. Есть в Таганроге и прекрасный Городской сад, и Некрополь, на воротах которого была надпись: «Грядет час, в онь же вси сущие во гробях услышат глас сына божия» первые строки которой в своем рассказе приводит и А. П. Чехов. И, наконец, известный всем жителям города памятник, в виде запоминающегося склепа с белым ангелом наверху, установленный по левую сторону, на полпути между входом на кладбище и её церковью. Антон Павлович именует его как памятник Деметти, хотя на самом деле захоронение принадлежит богатой купеческой семье и в нём покоится прах купца Филиппа Дмитриевича Катапули, скончавшегося 13 июля 1867 года в возрасте 58 лет от апоплектического удара.
Будучи помощником директора вновь созданного в городе Общественного банка и действительным членом редакции при таганрогском градоначальнике, для сборника «Памятная книга таганрогского градоначальства на 1865 год» Филипп Дмитриевич написал интересную по своему содержанию главу о переселении греков в Таганрог. Жертвовал большие суммы на благотворительность. Участвовал в обороне Таганрога. Его имя можно было видеть на почетной доске, установленной в Успенском соборе, где перечислялись имена всех защитников города.
красивое итальянское имя Деметти, которым А. П. Чехов обозначил памятник Катапули, носила побывавшая в Таганроге на гастролях итальянская певица. Также в старых документах города упоминается владелица небольшого домовладения мешанка Демети (с одной буквой «т»), проживавшая в той части города, где родился Антон Павлович Чехов.
В рассказе Антона Павловича Чехова молодого земского врача Дмитрия Старцева знакомят с образованной и талантливой семьей Туркиных. Посещая их дом молодой человек начинает ухаживать за ней. В одиннадцать часов вечера на кладбище у памятника Деметти она назначает ему свидание и зная, что назначая встречу в неподходящем месте Катенька мило дурачится, всё же с небольшой долей надежды приезжает к условленному месту. Бесполезно прождав у склепа довольно долго, уставший и раздосадованный Старцев возвращается домой.
Склеп с прахом Ф.Д. Катапули. Снимок конца 1960-х годов, крест – еще в руках ангела.
Памятник представляет собой склеп с четырьмя арками, покоящимися на угловых рустованных колоннах. Верх главной арки (над входом) украшен медальоном, углы колонн — растительным орнаментом. Все сооружение покрыто куполом с башенкой прямоугольной формы, служащей пьедесталом для ангела. Ангел поддерживает крест, опирающийся на пьедестал. Высота склепа со скульптурой — 7 метров. Сегодня склеп в разрушенном состоянии. Сбит крест. Мраморные плиты склепа обвалились и исчезли. Медальон сбит.
Лицо ангела поражает выразительностью. Лишенный креста, ангел призывно поднял правую руку, как бы предупреждая о нависшей опасности, а левую просительно протянул людям, взывая о помощи, а может быть и прося пощады. Во всем облике - трагедия духовности и культуры.
Ранее мы сообщали, что Несколько десятков лет собирали средства, чтобы построить церковь Таганрога