Таганрог Четверг, 25 апреля
Общество, 29.09.2021 11:00

В России набирают популярность смертельные челленджи, психологи рассказали, как спасти от них детей

Подростковые самоубийства – тема, которая актуальная во все времена. Но в последние годы она всё больше набирает популярность. Еще несколько лет назад родители содрогались от сообщества «Синий кит», а в последние дни случаи участились с челленджем под один из хитов группы ЛСП.

Несколько случаев, когда подростки добровольно уходили из жизни за последний месяц, произошло и в Таганроге.

Как помочь родителям оградить ребенка от таких мыслей и как помочь справиться с подростковыми проблемами «Блокнот Таганрог» узнал у психологов Юлии Ахматовой и Валерия Полякова.

1. Как понять, что у ребенка есть суицидальные мысли?

Юлия: Если это не родовая травма или генетические заболевания, то обращать внимание на депрессивные состояния. Клиническая депрессия – большой риск суицидальных наклонностей. Я не склонна давать указания на что смотреть, потому что мы все уникальны. Не хотела бы накручивать, чтобы на каждый вздох у родителя была паника.

Контакт родитель-ребенок надо налаживать с момента зачатия, беременности и родов. Мама дает опору и понимание, что «Я приму тебя любого, помогу выйти из любой ситуации». Формирование доверительных отношений – залог, что вы будет знать все изменения в поведении и чувствах ребенка.

По опыту могу сказать, что подростки через попытки самоубийства привлекают внимание, кричат о боли. Но иногда они не чувствуют грани, не понимают, что смерть безвозвратна. Знаю пример родителей, которые договаривались и приводили ребенка в отдел травматологии и показывали наглядно, чем это грозит. В реальной жизни, а не по телевизору.

Валерий: Надо обратить внимание, что ребенок чаще чем обычно пребывает в негативном эмоциональном состоянии – печаль, гнев, закрытость. Появились негативные высказывания о жизни, своих планах на будущее или посты в социальных сетях. Возможно, как элемент прощания дарит свои вещи. Причины разные – несчастная любовь, разочарование в авторитете, кумире и т.д. Одна из фаз – выбор способа ухода, поэтому можно проверять историю браузера, анализ тем разговоров.

2. Какие действия должны быть у родителей?

Валерий: В первую очередь, что не надо делать – в момент ожидания поддержки, высказываться «Хватит ныть, ничего не случилось», т.е быть равнодушным, не слышать детей. То, что не значимо для взрослых, для ребенка может быть очень важно, поэтому надо входить в детское мироощущение, подстраиваться под него. Показывать новые горизонты, выходы из ситуации, взгляд на проблему под другим углом.

Юлия: Действия родителей в данной ситуации – налаживание контакта. Контролировать поток информации. Можно официально, чтобы он знал. Это нормально, они формирующиеся личности, на них легко повлиять и это вопрос не неуважения личности и достоинства. Но нужно понимать, что мир в информационном плане агрессивен, поэтому нужен контроль.

- Формирование среды. Чувствовать, что интересно и исходя из этого выбирать кружки, секции.

- Формировать хорошую, дружескую среду. Пускать детей домой. Пусть они разобьют вазу, чем сами разобьются. Когда тусуются по торговым центрам, лавочкам, беседка, то там легко их подбить и не только на курить и пить. Сейчас много работаем с подростками. Которые употребляют соли и это очень страшно.

Объединяться родителям – чтобы в случае, если что-то упущено узнавать информацию.

Важное влияние имеет школа. За границей после таких ситуаций как у нас произошла с пермским стрелком проводят лекции, где рассказывают, как себя вести, если чувствуешь подавленность. То есть ребенок не остается один на один с проблемой. Есть организованные телефоны доверия.

- Формировать интерес к правильному, лучшему светлому. Походы, кружки, развитие.

3. Если ребенок стесняется идти к психологу, как его уговорить?

Юлия: Уговаривать и заставлять нельзя. Можно сделать групповую терапию, арт-терапию. Если родитель сам зажат, испуган и думает «психолог=я псих», то у ребенка будет такое же отношение. То есть у психолога должен быть в семье положительный образ. Мы работаем с родителями, чтобы они работали над собой, то есть собственный пример. Психолог также как дантист помогает жить радостно и счастливо.

Валерий: В идеале должны быть мероприятия, когда расскажут детям, что это нормально. Это должен говорить авторитет. Родитель, который научился быть другом, когда есть контакт и доверие, то получится уговорить. Можно создать элемент игры через который получится связаться с психологом.

4. Что делать, если ребенок много играет в агрессивные игры на компьютере?

Юлия: Это нужно жестко контролировать и других вариантов нет. Должно быть лимитирование, иерархия и свобода в заданных рамках. У взрослых есть законы, по которым они живут и рассказывать о вседозволенности неправильно. Должны быть четкие рамки и у детей.

В агрессивные игры я бы не давала играть, так как психика ребенка ранима. А это такая же аддикция, как алкоголь и наркотик, и нарушает нейронные связи и психику ребенка. Никаких жалостей и слабостей. Родители несут ответственность за ребенка, не надо спускаться на уровень ребенка и заигрывать с ним. Лучше детям прививать любовь к развивающим, командным играм.

Валерий: Не отказываться полностью от игр, а переход к другой категории – симуляторы, стратегии, ролевые. Отследить – есть проблема с агрессивными играми, или зависимость. Например, при зависимости у ребенка навязчивые идеи о игре, беспокойство, если нет возможности поиграть. Если зависимость – обращаться к психологу.

4. Как оградить подростка от плохой компании?

Валерий: Прежде всего – доверительные отношения. Когда есть возможность расспрашивать ребенка, видеть его социальные сети. Контролировать ребенка – через телефон, часы. Мир непрост и это вопрос безопасности, в том числе психологической. Понимать, что перед нами личность, но использовать разные подходы и быть осведомленным с кем общается, где находится. Это работа – быть родителем. Организовать пространство развития, чтобы ребенок был занят хобби, дополнительными занятиями.

Юлия: В плохую компанию попадают одинокие, отверженные дети. От них можно услышать «Меня не уважают», «Меня любят только за оценки» и пр. Поэтому нужен баланс, чтобы воспринимать ребенка как личность и договариваться с ним.

Д. Паутова

Ранее мы сообщали, что в Таганроге под окнами 17-этажки оказалась девушка.Под окнами высотки вчера вечером, 25 сентября, оказалась девушка. Несчастье собрало зевак во дворе одной из 17-этажек города. Подростки и люди постарше столпились на месте происшествия. 



Новости на Блoкнoт-Таганрог
Организации: психологическая помощьОрганизации: Блокнот-ТаганрогПерсоны: подростки
1
1