Таганрог Понедельник, 16 декабря

5 августа, 327 лет назад в Таганроге прошел первый смотр-парад морского флота

5 августа 1699 года, ровно 327 лет назад, в Таганроге состоялся первый смотр-парад морского флота и его первые манёвры. Военно-морской флот России во все времена своего существования свято чтил морские традиции, многие из которых своими корнями восходят еще к Петровской эпохе. 



Одной из таких старых и особо чтимых традиций на протяжении всей флотской истории остаются морские парады.
В 1698 году молодой русский царь Петр I находился в Англии с целью изучения тео­ретических оснований науки кораблестроения. Здесь он впервые наблюдал морской па­рад и маневры флота. Тогда по приглашению английского короля Вильгельма он имел возможность ознакомиться с условиями службы, жизни и быта британских моряков.



Стоящие на рейде в строгой линии боевые корабли, расцвеченные множеством фла­гов, обход их первым лордом-адмиралом флота, встреча его на флагманском корабле под свист дудок, звуки горна и сияющие на солнце трубы духового оркестра — весь этот тор­жественный ритуал произвел на Петра неизгладимое впечатление. Окрыленный рефор­маторскими идеями, он решил перенять эту традицию для строящегося русского флота.

5-7 августа 1699 прошёл первый парад и первые манёвры российского флота на рейде Таганрога. 
Вначале эскадра, состоящая из десяти кораблей, имеющих от 62 до 22 пушек, двух галер, двух малых судов и четырех парусных лодок, под предводительством самого Петра I перешла в Таганрог. 



Здесь корабли, стоящие на рейде, подверглись строгому смотру, а затем, разделив эскадру на две части, Петр I учинил учебный бой, проверил корабли на ходу и отработал действия их при совместном плавании.
Позже в августе 1699 года Петр I отправил в Константинополь на 46-пушечном корабле «Крепость» для переговоров своего посла — думного дьяка Е.И. Украинцева и лично сопровождал его со всей эскадрой до Керчи. Эта демонстрация русского флота способствовала подписанию 3 июля 1700 года мирного договора с Турцией.

И немного морских традиций.

Так, название судна (корабля, лодки) является отражением истории, политики, нравов и вкусов определенной эпохи, исторического периода. Оно несет в себе информацию о национальной принадлежности, а часто и о существующем общественно-политическом строе.

Традиция давать судам имена восходит ко временам Древнего Египта: суда фараонов «Явление в Мемфисе» и «Дикий бык» наводили трепет на средиземноморские берега еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова.
Первоначально правом на собственное имя обладали только военные корабли, так как во время боевых действий было необходимо знать, какие суда участвуют в сражении, кого потопили, и кто вышел в итоге победителем. Гражданские суда стали обзаводиться названиями только в середине XIX века.

В России традиция давать имена кораблям окончательно установилась только в конце царствования Петра I. Уже при постройке первых военных кораблей Петром I было узаконено, что утверждение и выбор имен военных кораблей является исключительной привилегией главы государства.

Ну, а что касается наземной техники, то сегодня важный праздник абсолютно для всех участников движения. 5 августа отмечается Международный день светофора. Именно в этот день в 1914 году в Кливленде установили первый светофор, по виду близкий к современному. Он состоял из двух фонарей — зеленого и красного, а смена цветов сопровождалась звуковым сигналом. 


Старый светофор. Фото: transport.mos.ru


Изобретателем первого электрического светофора считается Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США). В 1912 году он разработал (но не запатентовал) светофор с двумя круглыми электрическими сигналами (красного и зелёного цвета).

Один из самых любопытных образцов советского светофора — в виде циферблата. По круглой пластине, отмеченной тремя цветами, ходила стрелка. Она указывала на цвет и преимущество в движении. Но такой светофор оказался неудобным в использовании, поэтому от него скоро отказались. Во второй половине 30-х годов уже все светофоры были в классическом исполнении — секционные.




Лишь к 1970-м годам появилась централизованная система автоматического регулирования светофоров, позволяющая, в частности, делать так называемую зелёную волну. Тогда же пешеходам дали возможность самостоятельно регулировать работу светофора. Для этого возле регулируемого пешеходного перехода устанавливали пульты с кнопкой, нажав на которую можно было переключить светофор для пешеходов на зелёный сигнал, а для транспорта соответственно на красный. 

 В общем, как завещал Маяковский: "Светить всегда, светить везде, до дней последних донца...".

Марина Ольховская

Ранее мы сообщали, что примерила на себя образ Роуз из фильма Джеймса Кэмерона и рассказала о погоде. Наша очаровательная ведущая Анастасия Чехова.


Новости на Блoкнoт-Таганрог
События: Календарь событийСобытия: ПраздникОрганизации: Блокнот-Таганрог
0
0