Общественники Таганрога: слуги народа или «костыли» Администрации?

Читайте также:
- О размере в 2025 году единовременного пособия при рождении ребёнка рассказали в таганрогском УСЗН (10.07.2025 10:59)
- Забытые спуски к морю: наследие прошлого в современном Таганроге (10.07.2025 15:30)
- "Даю пять дней": областной СК потребовал проверить "сиротские гетто" в Таганроге (09.07.2025 12:59)
В Таганроге существует любопытное явление, которое встречается далеко не в каждом российском городе, — особая прослойка активных граждан, называемых «общественниками». Эти люди не являются ни депутатами, ни чиновниками, но при этом выполняют функции неформальных представителей местного самоуправления. Они следят за социальной жизнью города, выдвигают инициативы, критикуют или поддерживают действия власти, а иногда даже влияют на принятие решений.
У всех разная репутация, степень вовлечённости во власть и взгляды на развитие Таганрога, но их объединяет одно: онлайн-повестка сделать город лучше.
При этом «общественники» — это не оппозиция в классическом понимании. Они не представляют единой структуры, у них нет согласованной программы, и их мнения по ключевым вопросам часто расходятся. Одни занимаются глобальными проблемами города, другие концентрируются на локальных вопросах — благоустройстве отдельных мест, сохранении исторического наследия или экологии. Некоторые в прошлом были депутатами, другие пытались баллотироваться, третьи - нарочито подчеркивают нежелание участвовать в официальных структурах. Одни вхожи в кабинеты администрации, другие пытаются связываться с областью. У одних есть реальные достижения, а другие работают лишь в социальных сетях, подсвечивая те или иные проблемы.
Почему же такое явление возникло именно в Таганроге? Вероятно, свою роль сыграл и исторический контекст. Город с богатым прошлым, тесно связанный с торговлей, промышленностью и культурой, всегда привлекал активных и неравнодушных людей. Возможно, здесь сами-собой воскресли традиции дореволюционного общественного самоуправления, когда купцы и мещане активно участвовали в городских делах.
Другой фактор — особенности местной власти. Если официальные структуры недостаточно оперативно реагируют на запросы жителей или действуют закрыто, возникает вакуум, который заполняют неформальные лидеры. Они становятся связующим звеном между населением и администрацией, даже не имея официальных полномочий.
Кроме того, Таганрог — город достаточно компактный, с развитыми социальными связями. Здесь люди знают друг друга, что облегчает самоорганизацию. В то же время отсутствие сильной консолидированной оппозиции приводит к тому, что активные граждане действуют разрозненно, каждый в своей сфере интересов. Немаловажную роль играют и современные технологии. Соцсети и местные СМИ дают «общественникам» возможность быстро распространять информацию, привлекать сторонников и оказывать давление на власть. В результате их голос становится всё более весомым, даже если формально они не имеют рычагов управления.
В целом феномен таганрогских «общественников» — это пример того, как гражданская активность заполняет пробелы в работе официальных институтов. Если власть готова к диалогу, такие люди могут стать полезными партнёрами в решении городских проблем.
Но при этом, в текущих условиях, есть и резко негативный эффект.
Активные граждане создают видимость общественного контроля, беря на себя функции, которые по идее должны выполнять чиновники - сбор жалоб, инициирование обсуждений, мониторинг проблем. Однако вся эта деятельность зачастую остается просто красивой картинкой, позволяющей власти демонстрировать "диалог с населением" без реальных изменений.
Администрация умело использует разрозненность общественников. Когда что-то идет не так - будь то снос исторического здания или некачественный ремонт - всегда можно сослаться на "учтенное мнение активных горожан". При этом наиболее лояльным активистам дается возможность выступать в роли "разрешенной оппозиции", создавая иллюзию плюрализма мнений.
Особенно выгодно власти то, что общественники, будучи разобщенными, не могут сформировать единую альтернативную повестку. Пока одни борются за сохранение парков, другие - за ремонт дорог, а третьи - против точечной застройки, администрация спокойно реализует свои планы. Более того, через отдельных "удобных" активистов можно легитимизировать даже самые спорные инициативы, представляя их как "волю горожан".
Таким образом, таганрогские общественники, при всей их искренней вовлеченности в городские проблемы, невольно стали элементом системы, позволяющим муниципальной власти сохранять статус-кво. Они берут на себя функцию "громоотвода" для народного недовольства, в то время как реальные решения принимаются в кабинетах чиновников. Пока эта модель устраивает всех: и власть, которая получает видимость общественного участия, и активистов, чувствующих свою значимость. Но стоит ли удивляться, что при таком раскладе город развивается не так, как мечтают его жители?
P. S. Это не означает, что общественники вредят городу и их следует разогнать. Это исследование скорее повод подумать, кто может (и каким образом) организовать эффективную работу таганрожцев с городом. Ведь альтернатива, которую дает местная администрация - совсем не лучше. Чат главы города это десятки официальным языком написанных сообщений от неизвестных чиновников (сотрудников пресс-службы администрации?). Диалога в этом нет.
Егор БеловНовости на Блoкнoт-Таганрог