Таганрог Пятница, 29 марта

Календарь: 88 лет назад состоялся первый полет гидросамолёта МБР-2

3 мая 1932 года состоялся первый полет гидросамолёта МБР-2, открывшего эру массового производства «летающих лодок» в нашей стране.

Он был спроектирован молодым инженером Георгием Бериевым, которому тогда еще и не было 30 лет.

В 1931 году он приступил к проектированию самолета МБР, «морского ближнего разведчика». Первоначально предполагалось, что эта новая «летающая лодка» будет иметь самую современную цельнометаллическую конструкцию из алюминия. Но отечественная промышленность еще не могла производить этот легкий металл в нужных количествах, и  Бериев решил делать свой «морской ближний разведчик» деревянным, максимально простым и недорогим в производстве, рассчитанным на массовый выпуск.

В разработке проекта Бериеву помогал и Дмитрий Григорович, первый создатель отечественных гидросамолетов. Весной разобранный гидросамолет по железной дороге доставили в Севастополь для морских и воздушных испытаний.

Испытания начались 3 мая 1932 года. Позднее сам конструктор так описывал первый полет своего детища:
«Заработал двигатель, и гидросамолет начал выписывать красивые восьмерки на воде. Установив поведение машины на рулёжках, летчик начинает проверять ее на пробежках, постепенно наращивает скорость и доводит ее чуть ли не до взлетной – самый ответственный момент… Летающая лодка быстро набирает скорость на разбеге, секунд через 20 легко отрывается от воды – и., взмывает в небо! У всех вырвался вздох облегчения: “Летит, родимая!” Через 8 минут полета испытатель безукоризненно выполняет приводнение и сразу же идет на повторный взлет. Через 14 минут вновь посадка – на бухту с моря надвигалась сплошная молочная стена тумана. Гидросамолет без помощи катера-буксировщика подруливает к самому берегу, и я слышу первую оценку летчика: “Машина отличная. Жить будет!”»

Гидросамолет МБР-2 был принят на вооружение нашего флота и авиации. Серийное производство этой «летающей лодки», вооружённой 4 пулеметами и 600 кг бомб, началось на авиационном заводе в Таганроге.  Пассажирские варианты самолета, оборудованные 6 креслами в комфортабельном салоне, в 30-е годы широко использовались на Крайнем Севере и в районах Сибири, изобилующих реками и озерами, где трудно было найти место для сухопутных аэродромов.

Всего до 1941 года было произведено 1 тыс. 365 экземпляров МБР-2, включая пассажирские модификации. Так этот самолет стал первой, по настоящему массовой летающей лодкой», выпущенной в нашей стране.
В годы Великой Отечественной войны активно применяли его   для разведки и аэрофотосъемки местности, особенно на черноморском театре военных действий. Использовались они и как ночные бомбардировщики и противолодочные самолеты, эффективные в поиске вражеских субмарин. Пассажирские модификации этого самолета активно использовались для поддержки партизанских отрядов, особенно на северо-западе нашей страны. «Летающие лодки» сотни раз вылетали во вражеский тыл, где садились на многочисленные озера, доставляя партизанам боеприпасы, оружие, продовольствие и медикаменты.

В СССР гидросамолёты МБР-2, прозванные летчиками «амбарчики», использовались до 1950 года. Последнее боевое применение этих машин состоялось во время войны на Корейском полуострове в 1950-54 годах. Переданные советскими специалистами «летающие лодки» Бериева с успехом использовались северными корейцами в ночных налетах на позиции армии США, ведь американские радары с большим трудом могли обнаружить цельнодеревянные МБР-2. Так первый по-настоящему массовый гидросамолёт оказался простым и дешевым в производстве, но очень эффективным инструментом морской авиации.

Д. Паутова

Ранее мы сообщали, что  14 февраляв Таганроге поднялся в воздух Бе-200ЧС. В прошлую пятницу с заводского аэродрома «ТАНТК им. Г.М. Бериева» совершил первый полет очередной серийный поисково-спасательный (с функцией пожаротушения) самолет-амфибия Бе-200ЧС




Новости на Блoкнoт-Таганрог
Персоны: БериевОрганизации: Блокнот-ТаганрогСобытия: самолеты
0
0