Таганрог Пятница, 19 апреля

Дом Рафаиловича в Таганроге богат как лепниной, так и историей

Дом Рафаиловича (ул. Фрунзе, 20), пожалуй, самый «скульптурный» особняк старого Таганрога.

Живший во 2-й половине XIX века преподаватель и священник Александр Баландин так описывал архитектурный облик здания:

«Десять красивых античных амфор над воротами и над домом, в самом верхнем медальоне голова античного философа, по стене пять женских головок, три головы Сатира - духа лесов, две - недоделанных книзу кариатиды (колонна, опора в здании в виде женской фигуры - прим. ред) без обычного их архитектурного назначения, и два рога изобилия. Дом несколько суров, но красив».

Дом был построен в 1860-х годах, когда улица Фрунзе ещё называлась Николаевской (в честь Великого Князя Николая Александровича - скоропостижно скончавшегося старшего сына Александра II).

С конца 1880-х годов здание принадлежало австрийскому подданному - купцу 2-й гильдии Николаю Ивановичу Рафаиловичу (1850-1912). Его имя до сих пор отражено в здании, ведь в литой орнамент навеса вписан вензель «НР» - «Николай Рафаилович». Этот вензель не смогли стереть ни войны, ни революции, ни коммунальная разруха.

Однако уже в 1890 году дом Рафаиловича, стоимостью в 1 600 рублей (рубль тогда был куда дороже, чем сейчас), принадлежал не Николаю Ивановичу, а турецкому подданному Панаи Константиниди.

В 1919 году, во время нахождения в Таганроге Ставки Главнокомандующего ВСЮР (Вооружённые Силы Юга России, «белые») генерал-лейтенанта Антона Деникина, в доме Рафаиловича жил начальник французской военной миссии - дивизионный генерал Шарль Манжен.

С 1920 по 1924 год в доме один за другим располагались: политотдел военной организации со сложновыговариваемым названием «Конупраформ» (формирование частей 1-й Конной армии, «красные»), редакция газеты «Листок красноармейца», штаб частей особого назначения, которые боролись с бандитами и собирали продовольственный налог с близлежащих деревень.

В 1925 году, в рамках проводившейся в СССР «муниципализации», в Таганроге у прежних владельцев изымались все частные дома общей площадью свыше 100 кв. м. Владельцам либо предоставлялось небольшое помещение в бывшем собственном доме, либо их переселяли. Сами же особняки делили на коммунальные квартиры.

Особняк Рафаиловича к 1925 году хозяина уже не имел, но и он не избежал участи быть поделённым на «коммуналки». Без должного ухода дом быстро терял внешнюю и внутреннюю красоту.

Так, постепенно умирая, он вошёл в XXI век. Так он и выглядит сегодня - исписанный граффити, с рушащимся фасадом, с надломившейся головой у одной из женских скульптур. Эта каменная голова, кстати, в любой момент может рухнуть на реальные головы прохожих.

Не помогло пока даже то, что в 1992 году Решением Малого Совета облсовета № 301 «дом Рафаиловича» был признан объектом культурного наследия регионального значения.

Сегодня в здании уже нет «коммуналок». Там расположились офисы различных частных организаций. Весьма не бедных, надо сказать. Ведь если снаружи ценнейший исторический фасад разваливается, то внутри офисы отделаны богатой лепниной-«новоделом». Почему свои эстетические потребности новые хозяева ограничили именно таким странным образом - загадка. Может вы знаете на неё ответ?

Станислав Падалка

Ранее мы писали, что "Блокнот-Таганрог" сравнил "владения" разных предпринимателей улицы Греческой. Контраст был значительным.



Новости на Блoкнoт-Таганрог
Организации: Блокнот-ТаганрогОрганизации: АрхитектураСобытия: История
1
0