Таганрог Суббота, 18 мая
Общество, 28.09.2023 09:00

«Одноклассники меня не любят» - исповедь таганрогских школьников

У всех нас ещё на слуху недавнее происшествие в Красном Десанте, когда вооружённый ножом 15-летний подросток попытался проникнуть в школу, чтобы свести счёты с учительницей по обществознанию, а именно «ударить учительницу обществознания в ногу, за тройку».

Жестокость? Духовная опустошённость? Диагноз? Судить не нам. В ситуации современной вакханалии, творящейся вокруг, зла и насилия, льющегося с экранов, непотребной информации, с которой нашим детям приходится сталкиваться с юных лет, ложных целей и ориентиров, которые повсеместно прививаются им авторитетными и «прогрессивными» личностями, умудриться остаться на плаву – задача для многих непосильная. А ведь наши дети сегодня – это цель нечистых мира сего и она, поверьте, достижима легче, чем мы можем себе представить.

Как распознать зачатки агрессии в ребёнке и не допустить, чтобы эта агрессия вылилась в трагедию?

Несколько лет назад, после участившихся нападений в школах, перед Министерством науки и высшего образования РФ была поставлена задача по разработке методов исследования школьников на склонность к опасному поведению. Результатом этой работы стало внедрение в образовательные учреждения практики психологического тестирования школьников и студентов.

Но насколько оно информативно? Ведь подростки могут намеренно искажать ответы, чтобы не попасть в чёрный список. Более того, как пояснила директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко, ребёнок может быть агрессивен по характеру, но это не значит, что он обязательно пойдет на преступление. «Чтобы что-то произошло, нужен триггер - событие или воздействие, которое спровоцирует высвобождение агрессии наружу, а не просто ребенок с определенными психологическими характеристиками. Сам по себе агрессивный человек мало что сделает. Для этого нужно, чтобы он помимо этого обладал и множеством других качеств - мог спланировать преступление, достать оружие и при этом не сорваться по дороге», - уточнила она.

Тем не менее, в сегодняшней ситуации нам, взрослым, чрезвычайно полезно знать: какие эмоции превалируют в головах наших детей, как они оценивают себя и определяют своё место в кругу сверстников.

С этой целью мы провели опрос среди обучающихся общеобразовательных школ Таганрога: начального, среднего и старшего звена. Приведём полученные результаты.



Фото: ru.freepik.com

Тестирование младших школьников (7-10 лет)

Мы предложили детям дополнить фразу «Я чувствую, что одноклассники…»

30% респондентов закончили мысль словосочетанием «не любят меня». В подавляющем большинстве так ответили мальчики, причём все они живут в полных семьях. Также все эти дети в свободное время занимаются музыкой, ходят в спортивные секции, творческие кружки.

Остановимся подробнее на этой категории.

Итак, половина из тех, кто чувствуют неприязнь со стороны одноклассников, на вопрос «как вы реагируете, когда над вами подшучивают», ответили, что впадают в ярость, а оставшиеся 50% респондентов сказали, что стараются не принимать «подколы» близко к сердцу.

Только 30% из этих детей расскажут дома о своей грусти и тревоге, в то время как преобладающее большинство младших школьников «никому не скажет».

И последний интересный факт: у всех детей из категории «нелюбимых» (подчеркну, у всех) дома есть домашние питомцы – кошки и собаки. Это к вопросу о том, что наличие домашних животных снижает стресс, улучшает психологическое состояние детей и их коммуникативные способности.



Фото: ru.freepik.com

Результаты тестирования детей средней школы (11-15)

33% респондентов считают, что одноклассники их не любят. Следует отметить, что в подавляющем большинстве так ответили дети из полных семей. Поработаем с этой категорией.

93% детей из тех, кто считает, что их не любят, в свободное время занимаются музыкой, танцами, ходят в спортивные секции, увлекаются шахматами.

Чуть меньше половины (42%) из тех, кто чувствуют неприязнь со стороны одноклассников, ответили, что впадают в ярость, когда над ними подшучивают, а оставшиеся респонденты выбрали вариант, что стараются не реагировать на недобрые шутки. Только 10% из этих детей поделятся с другом, если будут чувствовать грусть и тревогу, в то время как остальные «не скажут об этом никому».

Кстати, 30% детей ответили, что жизнь «несправедлива», остальные воспринимают жизнь не столь негативно.

И последнее: у всех детей из категории «чувствующих нелюбовь» есть домашние животные – кошки, собаки, попугаи, шиншиллы. 



Фото: ru.freepik.com

Результаты тестирования детей старшей школы (16-17)

Всего 15% респондентов дополнили фразу «Я чувствую, что одноклассники…» - негативной оценкой, что их не любят. Причём все они - дети из неполных семей. Остановимся подробнее на этой категории.

72% из всех «нелюбимых» в свободное время занимаются спортом и посещают компьютерные кружки. Практически все, кто чувствуют неприязнь со стороны одноклассников, отметили, что стараются не реагировать на недобрые шутки в свой адрес. Старшеклассники практически в 100 случаях из 100 поделятся своими тревогами с друзьями. Кстати, 67% из тех, кто «нелюбим», ответили, что жизнь «несправедлива».

И последнее: у 73% детей из категории «нелюбимых» есть домашние животные – кошки и собаки, а также аквариумные рыбки.

Итак, к каким выводам мы пришли:

1.         Наличие обоих родителей никак не спасает ребёнка от фрустрации.

2.         Наличие домашних животных не справляется с компенсацией неудовлетворительного психологического состояния ребёнка, ну или не в той степени, на которую мы рассчитываем.

3.         Загруженность ребенка во внеурочное время, опять же, на что так часто уповают родители, кардинальным образом не меняет ситуацию и не спасает ребенка от низкой самооценки и агрессивного поведения.

4.         Высказывание, что  жизнь несправедлива, чаще встречалось в ответах детей из средней школы, а это возрастной диапазон от 11 до 15 лет.

5.         О своей грусти и проблемах младшие школьники и дети среднего звена в преобладающем большинстве не скажут никому, в то время как дети старшей школы – поделятся с другом.

Ранее  «Блокнот Таганрог» приводил советы психологов  Юлии Ахматовой и Валерия Полякова для помощи родителям в ограждении ребёнка от его негативных мыслей и методах сглаживания подростковых проблем.

Сегодня за комментариями и практическими рекомендациями мы обратились к педагогу-психологу МОБУСОШ №24 Коненко Марии Павловне: как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию, как не запустить ситуацию и не столкнуться с конфликтами и непониманием в собственных семьях.




Фото: ru.freepik.com

Заключение

Первое и, пожалуй, самое главное: ребёнок сегодня всё же больше оторван от семьи, нежели мы можем себе представить. В настоящее время для наших детей авторитетом являются все, кто угодно, только не родители.

Уважаемые взрослые, надо признать: это наша с вами несостоятельность. Забрасывать друг друга камнями не будем, оправданий каждый из нас найдёт немало и многие из них действительно будут такие, что не подкопаешься.

Каждая семья пытается найти свой способ спасения, практически в одиночку пытаясь противостоять глобальным тенденциям разрушения ячеек общества. Хотя, надо признать, на государственном уровне работа вроде бы и ведётся, но в связке с сопутствующими общегосударственными и общеэкономическими проблемами, она практически незаметна.

Вторая мысль, не менее важная и вытекающая из первой: мы, родители, стремимся сегодня по полной «занять» наших детей во внеурочное время, чтобы максимально сократить их общение с гаджетами и оградить от соцсетей. Но, как показала практика, таким образом мы отчасти выдавливаем и отрываем детей от себя. А им банально нужны родители, общение с мамой, папой, с родственниками, им нужен совместный досуг. Дети хотят с нами общаться ежедневно, за рамками дежурных вопросов «как дела?», «что ты одел?», «что ел?»

Третье: нам, взрослым, надо посмотреть на себя со стороны, на то, чем мы сами дышим и увлекаемся, какие приоритеты ставим во главу угла. Наши дети – это, к сожалению, мы, взрослые, но только в миниатюре. Кстати, очень хорошо, когда перед глазами есть пример успешных в части психологического комфорта семей. Перенимать положительный опыт – это прекрасно! Кстати, немного о нашей действительности…

Во всемирной паутине мыслей обнажилась глупость Человека,

Скисла скромность, чувственность повисла на плечах искусственного века…

Ты сказал: «Расслабься, дорогая, это наше всё, теперь родное»,

И, демонстративно напевая, стыд и робость утопил в запое…


Обхвативши голову больную, тихо на руках её качала,

В каждом мимолётном поцелуе верное спасение искала,

И стирались чувства расписные - ирокезы глупых похождений,

Были они будто бы глухие на немых  частотах песнопений.


Нам сказали: «Вкусно и полезно, выпейте до дна, раскрепощайтесь,

Сколько можно скромно и любезно?! Прочь  гоните совесть, наслаждайтесь!»

Толпы дегустаторов кивали, разнося кусочки по подвалам,

Говорят, вкуснее не видали, так достала их картошка с салом.


Годы шли, насытили желудки, съели всё до самой мелкой крошки,

Петя просыпался - не на шутку - с бородатым ласковым Серёжкой.

И меняя стрелы золотые, блуд с  бесчестьем вышли на просторы.

Славил наш Амур дела лихие - подвиги Содома и Гоморры…


Но не будем заканчивать на грустной ноте. На самом деле, надо всего лишь задуматься и сделать правильные выводы.  Родители, всё в наших руках! И наши дети – тоже.


Ирина Кузнецова


Ранее сообщалось: Пострадавший в реанимации, «добрый мальчик», покушение на убийство: подробности ЧП в Красном Десанте от «Блокнот Таганрог».

Новости на Блoкнoт-Таганрог
Организации: психологическая помощьОрганизации: Блокнот-ТаганрогОрганизации: ШколаСобытия: ЛюбовьПерсоны: дети
0
0