Таганрог Четверг, 15 мая
Общество, сегодня, 08:50

Новый взгляд на Великую Отечественную войну: почему сериал «Таганрог» оказался одним из лучших военных фильмов за последние годы

Одним их самых ярких телевизионный премьер на майские праздники ко дню 80-летия Победы стал сериал «Таганрог» - телевизионный проект, раскрывший прежде

малоизвестную за пределами Ростовской области историю борьбы с фашистами. Теперь история героев-подпольщиков Таганрога заслуженно стала в один ряд с легендарной Молодой Гвардией. 


Уже в первые дни после показа премьерной первой серии на онлайн-кинотеатр PREMIER, «Таганрог» стал самым популярным проектом по количеству просмотров. Сериал о героях-подпольщиках получил множество отзывов от зрителей.


«Блокнот» разбирался, почему «Таганрог» стал одним из главных событий телевизионного сезона, и как отнеслись к выходу сериала сами жители Таганрога, среди которых есть и те, чьи бабушки и дедушки сами пережили страшные дни оккупации.

Созданием проекта занимался «Газпром-Медиа Холдинг» совместно с кинокомпанией «Триикс Медиа» при поддержке Института развития интернета (АНО ИРИ) и Национального центра исторической памяти при президенте РФ в рамках федерального проекта «Без срока давности». Режиссером фильма стал уроженец Ростовской области, уже получивший известность как автор полицейских сериалов, Арменак Назикян, родившийся, к слову, в селе Большие Салы - как раз недалеко от тех мест, где в годы Великой Отечественной войны проходил знаменитый Миус-фронт. Построен сериал на архивных материалах, которые сотрудники Института истории и международных отношений ЮФУ готовили к суду о геноциде советского народа в Ростовской области в 2022 году при активном участии ФСБ России.

 


Партизаны на улицах Таганрога после освобождения города, 1943 год

Съемки сериала проходили как в самом Таганроге, так и в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Ростовской областях. На съемочной площадке было задействовано более 4,5 тысячи актеров, включая участников российского движения детей и молодежи «Движение Первых».

 

По сюжету, осенью 1941 года в Таганрог под легендой немца из Поволжья Густава Шварца прибывает офицер госбезопасности Виктор Швец (играет Денис Донской). Ему поручено организовать и возглавить подполье в Таганроге после неминуемого падения города. Под его руководством небольшие и прежде разрозненные ячейки сопротивления превращаются в масштабное движение. Немцы всеми силами пытаются обнаружить и разоблачить подпольщиков и, к сожалению, им это удается. Но, вопреки ожиданиям оккупантов, сопротивление только усиливается. Оккупанты тем временем обживаются в городе и создают местную администрацию и полицию из коллаборационистов. Создатели сериала не стали смягчать реальность: по данным архивов ФСБ, больше половины таганрогских подпольщиков погибли до освобождения города. Авторам и сценаристам удалось показать тонкую грань при выборе между предательством и свободой. Фильм лишен свойственного многим современным военным драмам лоска и плакатности. Вместо этого он предлагает искренний разговор о моральном выборе, о памяти и о том, что человеческая воля способна противостоять даже самой страшной машине уничтожения.


 

Параллельно в фильме действует вторая сюжетная линия. Наши дни. В Таганроге случайно находят часть немецкого архива с учетными карточками местных предателей. Интерес к документам неожиданно проявляют западные спецслужбы и украинские националисты: раскрытие личностей бежавших на Запад с немцами коллаборационистов грозит международным скандалом. На переплетении современности и прошлого и построена сюжетная линия «Таганрога». Есть в сериале и место для лирических отношений, но раскрывать все секреты сюжета мы не будем. Сериал лучше посмотреть от начала и до конца.

 

В самом Таганроге премьера сериала вызвала большой ажиотаж. Хоть сам город в последние годы и стал популярной площадкой для съемок военных фильмов, но те картины отражали обезличенные истории, где дома и улицы Таганрога выступали просто фоном и декорациями.

 

- После просмотра сериала испытала только положительные впечатления. Сериал затрагивает мрачные, но героические страницы истории нашего города, о которых в России, к сожалению, знают не так подробно, как хотелось бы. В серале на высоком уровне драматургии раскрыта работа подпольных организаций на фоне тщательной проработки исторического материала. Как жительнице Таганрога, вдвойне приятно, что сериал раскрыл полузабытые страницы истории нашего города для всей страны, - рассказала «Блокноту» студентка Южного федерального университета в Таганроге Виктория Фетисова.

 

Старший научный сотрудник Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника Валентина Ратник отметила, что от просмотра сериала у нее осталось хорошее впечатление, ведь впервые история таганрогского подполья была экранизирована для большого экрана.

 

- От «Таганрога» осталось хорошее отношение. Я рада, что вышел такой сериал, это в первую очередь художественный фильм, основанный на реальных событиях. Конечно, некоторые сюжетные линии были добавлены авторами сценария в рамках допущения, что так могло быть на самом деле, - подчеркнула она.

 


Директор Института управления в экономических, экологических и социальных системах ЮФУ Юлия Развадовская, отметила, что сериал «Таганрог», это очень хороший проект, благодаря которому жители России смогли узнать о героических страницах истории Таганрога.

- Сериал отразил не простое историческое повествование, а содержит глубокое изложение человеческих характеров, силы воли, дружбы, верности, подвига. Режиссеру фильма и команде проекта удалось отразить атмосферу военного времени и показать судьбы жителей Таганрога в период оккупации. Важно, что фильм показал современному зрителю, что такое настоящий подвиг. Актеры фильма, которые исполняли роли молодых людей, верящих в Победу и борющихся с врагом всеми доступными способами, очень хорошо передали дух и героической настрой советской молодежи,- поделилась впечатлениями Юлия Развадовская.

 



Незаметные герои Великой войны

В годы Великой Отечественной войны роль Таганрога была особой — город дольше всех крупных населенных пунктов Ростовской области находился в оккупации. Фашисты захватили город осенью 1941 года, а освобождение Таганрога после упорнейших боев на немецкой оборонительной линии по реке Миус (знаменитый «Миус-фронт») состоялось только в августе 1943 года. За эти 680 дней расстрелов и грабежа население Таганрога сократилось в 2 раза.

 

Таганрог занимал особое место в планах гитлеровского командования. Как прифронтовой город и одновременно крупный транспортный узел, Таганрог был насыщен тыловыми службами, командными пунктами, мастерские и заводы немцы пытались использовать для собственных нужд. В городе работали и сотрудники всех немецких специальных служб. И вот при жестком оккупационном режиме, в городе, буквально набитом вражескими военными и спецслужбами, и возник феномен таганрогского подполья. Более 500 человек (при довоенном населении города в 188 тысяч) человек приняли добровольное и активное участие в диверсиях, сборе разведданных, распространении листовок и спасении людей, которым грозил расстрел или угон на принудительные работы в Германию.

 

Организаторами подполья были Семен Морозов и Василий Афонов. В тот момент, когда страна стояла на грани полного краха, и шансов на победу, казалось, уже не было, диверсантами и разведчиками становились вчерашние школьники и студенты. После первых удачных акций, вроде взрыва комендатуры, на борьбу с подпольщиками немцы и местные коллаборационисты бросили все возможные силы. Через цепочку предателей немецким спецслужбам удалось выйти на подпольщиков — зимой 1943 в городе прошли массовые казни героев. Но вплоть до освобождения города в конце лета 1943 года подпольщики продолжали борьбу против оккупантов. После войны история таганрогского подполья в массовой культуре оказалась в тени романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». История борцов с фашизмом из Краснодона стала каноничной, хотя, Фадеев, как говорят, посетил Таганрог и даже собирал материалы о героях-подпольщиках для написания романа. Но в итоге он выбрал сюжет, который лег в основу «Молодой гвардии». В Таганроге о героях-подпольщиках помнили, но сама эта история носила скорее локальный характер. Выход сериала воскресил память о героях в масштабах всей страны.

 

«Эта история для российского кинематографа уникальна»

 

О том, как создавался сериал, как удалось найти грань между исторической правдой и сценарными находками «Блокноту» рассказал историк из Таганрога, консультант съемочной группы сериала Виталий Лапшичев.

 

Виталий Витальевич, чем сериал «Таганрог» с точки зрения подачи исторического материала выгодно отличается от других фильмов и сериалов на подобную тематику?

 

Главное отличие сериала «Таганрог» от других военных сериалов - очень ярко и подчёркнуто показаны чудовищные обстоятельства оккупации, которые вынуждали одних становиться героями, а других - предателями. В сериале много сцен расстрелов, облав, пыток и казней – однако, они созданы без смакования жестокости, а как раз буднично, обыденно, без глянца и без пафоса. Ведь так это и происходило на оккупированных территориях. Без аттракционов, без замедленных полётов пуль, без спецэффектов - как во многих других современных киноповествованиях, посвящённых Великой Отечественной войне - но с вниманием к переживаниям героев, к их чувствам и личному выбору.

 

Также стоит заметить, что сама история для российского кинематографа достаточно уникальна - в центре ее стоят очень молодые персонажи, юные герои-подпольщики. До этого была широко известна «Молодая гвардия», но ею подвиг молодежного подполья не исчерпывается, на всей оккупированной территории СССР было множество подпольных ячеек с героической и трагической историей. Сериал «Таганрог» во многом отдаёт дань памяти и этим людям.

 

Как возникла идея о съемках фильма? Кто выступил инициатором съёмок сериала?

 

Идея о съемках фильма возникла уже давно, на основе постоянно растущего интереса таганрожцев к раскрытию исторической правды о подвиге городского подполья в годы немецкой оккупации, а также, в связи с отсутствием в общероссийском информационном поле каких-либо упоминаний о деятельности патриотов Таганрога. Инициатором съёмок сериала выступили представители фонда «Без срока давности», основной задачей которого является сохранение исторической памяти о военных преступлениях нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны. Кинокомпания «Триикс Медиа» горячо поддержала идею создания такого фильма, тут же подключив лучшие силы сценарного и постановочного цехов, обратилась к помощи консультантов, которые сопровождали авторов на протяжении всей работы над созданием сериала.

 

Насколько точно и достоверно фильм отражает историю таганрогского подполья? Какие сюжетные линии в фильме построены строго на документальной основе, а что является авторским дополнением?

 

Главный момент по поводу точности и достоверности: в подполье, насколько известно, действовало более 500 человек. В рамках сериала - любого сериала, даже, если бы он был на 255 серий - невозможно отразить личность и деятельность каждого. После долгих сомнений и обсуждений было решено сосредоточиться на нескольких фигурах, и воплотить в них дух и всех остальных героев.

 

Да, авторы знали, что некоторые любовные линии в реальности были не между взятыми в сюжет персонажами, а между другими героями, имена которых не вошли в сюжетное полотно. Но отказаться от идеи показать нежность, ранимость, чистоту взаимоотношений влюблённых юношей и девушек, стоящих на пороге подвига и мучительной гибели, мы не могли. Это было бы в некотором роде предательством по отношению к тем, чьи имена и судьбы, остались за кадром. Таким образом, по сути, каждый из героев сериала воплощает в себе несколько десятков других людей, других таганрожцев, переживших страшное время немецко-фашистской оккупации.

 

Многие документы только сейчас стали известны - так, на основе их возвращено честное имя первому бургомистру Таганрога Николаю Кулику, который принял на себя ношу этой должности по заданию НКВД, был разоблачён и после пыток расстрелян.

Только сейчас вышел на поверхность и тот факт, что подпольем руководили резиденты НКВД, оставшиеся и присланные в оккупированный город. Всего по имеющимся на данный момент сведениям, их было 18 человек. Персонаж Виктор Швец является их собирательным образом (хотя уже во время написания сценария, из некоторых германских источников стало известно, что человек под такой фамилией действительно был заслан на территорию оккупированного Таганрога, спускался на парашюте, был пойман, а его дальнейшая судьба неизвестна).

 

Также сейчас стало известно, что многие подвиги подпольщиков были подготовлены и проведены при участии резидентуры НКВД - например, легендарный взрыв комендатуры в ноябре 1941 года. И кстати, те элементы сериала, в которых показаны способы связи, взаимоотношений подпольщиков, представителей партийной ячейки и резидентуры - абсолютно достоверны.

 

Как часто бывает, когда создается сценарий, он пишется с глубоким изучением материала, с душой, с желанием придерживаться если не буквы, то духа реальной истории. И словно из небытия, из самых неожиданных источников вдруг поступают прямые и косвенные подтверждения того, что сценаристы находятся на верном пути.

Говоря об истории таганрогского подполья, необходимо понимать, что на сегодняшний день достоверно известны лишь отдельные эпизоды деятельности подпольщиков. Основными источниками фактов, до изменения ситуации в ближайшие 10 лет, были только рассказы очевидцев и художественные произведения, которые наряду с авторским вымыслом содержали крупицы документальности. В настоящее время появились новые исследования, отдельные немецкие документы из различных архивов, которые позволяют привнести больше документальности. Сценаристами были изучены имеющиеся документы и произведения, содержание которых было взято за основу сюжета фильма. Но при этом, конечно же, необходимо не забывать, что фильм художественный, и что его создание регулируется определёнными правилами и принципами кинематографа. Для того, чтобы воплотить историю подполья, максимально придерживаясь фактического материала, требуется выбирать иной жанр – документальный. Но, как уже было упомянуто, в настоящее время доподлинно известны лишь отдельные эпизоды подпольной деятельности, зачастую не привязанные к конкретным личностям патриотов. Поэтому создание сценария сериала и его съёмка были проведены с использованием имеющихся документальных фактов, касающихся личностей подпольщиков, состава подполья, основных направлений деятельности, отдельных ключевых эпизодов подвига в борьбе с оккупантами. При этом, на основании требований к сценарию заказчиков фильма, в сюжет была внесена современная линия. Вся сюжетная линия выстроена определённым образом и отвечает современным требованиям кинопроизводства.

 

Полную историю подполья Таганрога еще только предстоит написать

 

О героях Таганрога широкий российский зритель узнал только сейчас. Директор АНО «Центр краеведческих проектов» Константин Куликов в разговоре с «Блокнотом» подчеркнул, что важность и актуальность сериала «Таганрог» наглядно показывает, как прошлое влияет на настоящее и будущее.

 

- События, отраженные в фильме, в частности на Украине, во многом имеют корни в той войне. Сама же история Великой Отечественной войны в Таганроге остается в тени великих побед. Для меня показателен тот факт, что в свое время Черчилль в своей приветственной речи Сталину говорил о знаменательных победах под Москвой, под Курском , а третьим в этом ряду был упомянут Таганрог. И третий салют в 1943 году после освобождения Белгорода и Орла был дан именно в честь Таганрога.

 

В массовой памяти Великая Отечественная война концентрируется на ряде памятных точек, таких как блокада Ленинграда, битва за Сталинград и Москву, оборона Брестской крепости. А все остальное часто проходит для зрителей безымянным и обобщенным фоном. Мы помним, что первая большая победа была одержана под Москвой. Но мы с большой уверенностью можем сказать, что первая победа и освобождение города было в Ростове-на-Дону. В том же 41-м году Гитлер прилетал в Мариуполь, потом добирался до Неклиновского района под Таганрогом, где прошло совещание по проблемам фронта под Ростовом.

 

«Таганрог» разбудил интерес к исследованию истории Великой Отечественной войны в Ростовской области. Фильм впервые для широких масс поднял тему Таганрогского подполья, которое долгое время оставалось в неофициальной тени, хотя еще в 1965 году прошло официальное награждение участников подполья в честь 20-летия победы. Сложность освещения этой темы заключается в том, что нет полной и объективной истории Таганрогского подполья.

 

Когда мы беремся анализировать сюжет фильма, нужно понимать, что полная история истории города в период оккупации не написана. Опять же, это художественный фильм, поэтому ждать от сериала подробной исторической хроники, было бы странно. В фильме есть некоторые допущения, но их заметят скорее историки. Ну, допустим, появление Вилли Брандта относится к другому периоду, к началу войны. Или, например, фигура главного героя и посыл авторов сценария, что в город был заброшен профессиональный разведчик, который и возглавил подполье. Возможно, ФСБ в будущем откроет новые детали этой акции, но уже сейчас известно, что НКВД действительно планировало организацию партизанского отряда под командованием Афонова в соседнем с Таганрогом Матвеево-Курганском районе, но фактически на третьи-пятые сутки после оккупации этот партизанский отряд был разгромлен, а его руководитель перешел на нелегальное положение в Таганрог, где и стал одним из активных участников подполья.

 

В сериале есть интересная линия, связанная с уходом пособников нацистов на Запад и обнаружением компрометирующих их документов уже в современное время. Это скорее находка сценаристов, но как предположение - она имеет право быть. В Таганроге до сих пор бытует городская легенда о том, что тот архив гестапо, который был захвачен в городе, на самом деле был в определенной степени сфальсифицирован для дезинформации. Так что, некоторые предположения, заданные сюжетом сериала, вполне могут иметь место, - рассказал ученый.

 

«Таганрог» стал удачным примером того, как надо снимать исторические фильмы, сохраняя баланс между исторической канвой, зрелищностью и развитием сюжета. В скором времени весь сериал будет выложен в свободный доступ на Ру-тьюб.

 

Тамара Святославовна  

Новости на Блoкнoт-Таганрог
0
0