Таганрог Понедельник, 16 сентября
Общество, 08.07.2024 19:00

Как устроено электроснабжение Таганрога

Электрическая сеть (а точнее сети) в Таганроге появились еще до революции.  Например, городская электростанция была прямо в центре, там, где сейчас стоит сталинка Фрунзе/Лермонтовский. От нее же, с марта1909 года, питался ставший электрическим маяк. Заводы же снабжались своими электростанциями, использовались и более компактные электрогенераторы на небольших производствах и во время выездных работ. 


Как появилась современная электрическая сеть? 

После Революции был запущен ГОЭЛРО - план развития электроэнергетической отрасли по всей стране. Тогда была придумана кольцевая система - все электростанции связаны друг с другом не в линию, а как бы по кругу, кольцом. Все источники энергии как-бы сцеплены, каждая с двумя соседними. Таким же образом связаны и мощные трансформаторные станции. Это называется Единая энергетическая система России.

Огромная система, в которой обрыв линий, остановка части электростанций или повреждение отдельных трансформаторов не ведет к серьезным перебоям в электроэнергии.  Такая система позволяет "балансировать" энергией: передавать её туда, где она больше требуется, отнимая необходимую мощность у электростанций всех типов.  

В 1930-х годах Таганрог был хорошо электрифицирован. В 1933 году свет был даже в отдаленных рабочих окраинах (например, на Северном или в Соловках). Запущен электрический трамвай, снабжено электричеством производство. Тогда появилось внутреннее энергетическое кольцо, состоящее из пяти подстанций. С тех пор система неоднократно модернизировалась. В те годы линия между городами была 110 Кв (сейчас в 2 раза больше), а городское кольцо работало на 22 кВ (сейчас в 5 раз больше).


Откуда приходит электричество в Таганрог? 

Существует единое для всей России кольцо огромных мощных подстанций. Как известно, чем выше напряжение в сети, тем ниже потери. Поэтому на большие расстояния электричество лучше передавать очень высоким напряжением. В Таганрог подключен к энергетическому кольцу в  220 000 вольт. Нас питает две подстанции. Одна находится около Ростова (и называется Ростов-20), вторая - около села Амвросиевка (ДНР). 


Что город делает с 220 000 вольтами? 

К этой высоковольтной линии подключены две подстанции около Таганрога.
Одна (построена в 1971 году, модифицировалась) совсем не прячется, ее часто фотографируют туристы, отдыхающие на Миусе: 


Другая (построена в 1961 году, модифицировалась) и вовсе находится в городе, правда, на окраине: 


Это серьезные режимные объекты, где не бывает посторонних.
Электрики тут должны иметь высокий допуск и внимательно выполнять свою работу - ошибка может стоить жизни. 
Эти две подстанции снижают напряжение, из 220 000 вольт они делают 110 000. Их так и обозначают 220Кв/110Кв

Помимо этого, к 220 Кв линии подключен еще один мощный потребитель. Заметить его можно на улице Бабушкина, когда едешь в Стахановский городок. Это трансформаторная станция, которая питает огромные электропечи металлургического завода. Подстанция принимает 220 киловольт и делает из них 35кВ, которые питают печь:
 


Но 110 000 вольт тоже много. Что дальше? 

Непосредственно в город заходит две 110 кВ линии. К ним подключено городское кольцо - группа подстанций, которые также подключены "по кругу". Эти подстанции из 110 000 вольт делают уже не столь пугающие (но не менее смертельные!) 6000 вольт.  Таких подстанций в городе свыше полутора десятков. Известных и приметных среди них две:

Одна, которая так и называется, Т-1, первая в нашем городеОна появилась в 1931 году, когда ток от Шахтинской ГРЭС им. Артёма пришел в Таганрог.   Микрорайон около этой подстанции так и называют - городок ЮЗЭС. 

Другая известная подстанция мешает созданию фотоснимков с атмосферой "Чеховского Таганрога" уже нескольким поколениям фотографов. Как так получилось? До 1977 года музея Лавка Чеховых не существовало, а здание занимало правление городской электроподстанции. Остальные подстанции раскиданы по городу. Все они вместе образуют городскую энергосистему, таким образом, что вывод из строя даже нескольких из них не приведет к энергетическому коллапсу города. Кстати, в это же кольцо включены тяговые подстанции трамвая и троллейбуса.
Не всегда технологии сочетаются с историческим обликом города, но прогресс не остановить

Но что делать с 6000 вольт? В розетку нужно 220! 
Поэтому к каждой подстанции подключены трансформаторные будки, преобразующие 6кВ в привычные нам 220в. Таких трансформаторных станций в городе свыше трех сотен! Самая приметная из них - находится у маяка. Она построена еще в 1950-х годах. И это вообще достаточно типовой для Таганрога пример: 



Тут уже не всегда работает принцип "кольца": если трансформаторы в будке 6кв/220 не работают, то жители остаются без света. Провода уличного освещения и провода в дома и квартиры могут быть подключены в разные трансформаторы,  и именно поэтому мы можем оценить, насколько серьезное отключение: если свет гаснет только на части улицы, значит в ремонте только какой-то узел трансформаторной станции.

А вот если света нет нигде кругом, значит, обесточен большой сектор трансформаторов - значит, идут серьезные работы. 


Насколько велико это хозяйство? Вот как описывает это энциклопедия Таганрога, данные на 1999 год: 
ЮЗЭС обслуживает территорию общей площадью 10,2 тыс. кв. км с населением 481 тыс. человек и на ее балансе находится 9.398 км линий электропередач напряжением от 220 кВ до 0,38 кВ, 1.591 понизительных подстанций установленной мощности 2.065 тыс. кВА. При этом численность персонала ЮЗЭС составляет 879 человек. Количество договоров с юридическими лицами - 2.836, с бытовыми абонентами - 162525 шт. 

Конечно, этот материал только в первом приближении рассказывает о городской электросети. В нем мы и хотели донести общие принципы устройства системы электропитания нашего города, объяснить цепочку преобразований, в которых очень высокое напряжение (220 000 вольт), приходящее в город, последовательно, снижается до привычных нам 220 вольт и распределяется по городу.


Так а что с отключениями?

Как вы уже поняли, энергетическая сеть города интегрирована в энергетическую систему России. Это сложная система, где требуется точный расчет и грамотный контроль. В современном мире потребление энергии растет очень быстрыми темпами: еще 30 лет назад не были столь популярны кондиционеры, не было столь мощных холодильников, практически не встречались микроволновые печи. Вместо электрочайников люди использовали газовые и т. д.  Конечно, какие-то меры по энергоэффективности принимаются (например переход на светодиодное освещение), но в целом вектор восходящий.  С каждым годом домам и производствам нужно больше электричества. 

Следует понимать, энергообеспечение города - стратегическая задача. Никто не будет рассказывать в интернете все тонкости коммуникаций и подключений. Вся информация взята нами с официальных сайтов различных ведомств, и не является секретной. Мы, однако, не стали добавлять в текст точные адреса трансформаторных подстанций и использовали старые фото. 


С. Клунный 
Ранее сообщалось: Наше исследование транспортной доступности микрорайона Андреевский в Таганроге

Новости на Блoкнoт-Таганрог
  Тема: Промышленность Таганрога  Спецрубрика: Большие стройки Таганрога   
Таганрогэлектричество
2
0