Таганрог Среда, 19 июня
Общество, 22.05.2023 10:00

Ирина Анатольевна Попова: Таганрог славится своими Учителями

Какова роль учителя в современном обществе? Какие чувства вызывает у Вас профессия учитель?

Увы, в наше время эта профессия не вызывает должного трепета и уважения, и по многим причинам. Её нивелировали как сами учителя, так и система образования, да и общество в целом: учителя не всегда стремятся соответствовать своей профессии, система добивает ещё больше.

В наше время, чтобы быть учителем с большой буквы надо не только стать высококлассным специалистом, но и методистом, психологом и много ещё кем. Учитель сегодня задавлен огромным количеством «бумажной» и ненужной работы, которая перетягивает его умственные и временные ресурсы на себя, лишая обучающихся качественного процесса получения знаний. Отдельная «головная боль» учителя это, скажем так, тяжёлая артиллерия, часто направленная против него самого – родители обучающихся, при общении с которыми надо призывать на помощь все педагогические и психологические навыки: с родителями, порой, надо проводить работу не меньше, чем с самими школьниками.

Но знаете, что радует? Не перевелись ещё на Руси настоящие учителя. Их, к сожалению, мало и становится с каждым годом всё меньше и меньше. И если ничего не изменится в нашем обществе и в системе образования, то скоро они вообще исчезнут, как вид. Но сегодня не о грустном. Сегодня о золотых слитках профессии - об Учителе с большой буквы – Поповой Ирине Анатольевне.

Ирина Анатольевна работает в МОБУ СОШ №24 учителем начальных классов. Начальные классы – фундамент образования. С чего начнётся школьная жизнь ребёнка? Кто будет его первым проводником в мир знаний и мамой по совместительству? Каким рукам, какой душе и какой голове Вы доверите своего семилетку? Это очень важные вопросы. Именно поэтому и говорят, что при поступлении в школу надо выбирать не школу, а всё-таки учителя – учителя начальных классов. И вот уже на протяжении 43 лет многие родители продолжают выбирать Ирину Анатольевну. И делают это осознанно, с огромной любовью и благодарностью.

А с чего же начинался её профессиональный путь, в чём она черпает силы и вдохновение, чтобы качественно и с любовью продолжать учить наших детей? Эти и другие вопросы мы зададим сегодня нашей героине.



- Ирина Анатольевна, логично было бы начать наш разговор с вопроса: помните ли Вы своего первого учителя, своих учителей? Какие они были?

- Я поступила в общеобразовательную школу №24 в 1965 году. Моя первая учительница – Прасковья Тихоновна Шулегина - строгая, серьезная, но справедливая женщина. Потом было среднее звено, старшее… Столько времени прошло, а я помню многих учителей, потому что это были люди, которые вызывали уважение - это были участники ВОВ - настоящие патриоты. Они преподносили материал доступно и интересно.

- Неужели помните всех поимённо?

- Помню очень многих. Наталья Николаевна Яровенко – директор школа – вела историю. Это были удивительные часы общения с очень умной женщиной. Потом в старших классах этот предмет стала преподавать Раиса Семеновна Кензина. Самые добрые воспоминания об Антонине Григорьевне Серга, которая была учителем математики и близкой подругой моей дорогой мамы. Она так говорила и объясняла, что даже самому слабенькому ученику становилась понятна любая тема. Зоя Васильевна Дунаева – тоже вела уроки математики. Два учителя по физике – Владимир Романович Бельснер и Александр Михайлович Барвинченко. Удивительная Алла Григорьевна Архипенко преподавала биологию. Раиса Антоновна Персидская вела у нас русский язык и литературу. Всех помню. Мне очень повезло с учителями. Костяк 24-ой школы всегда состоял из опытных, умных и талантливых учителей.

- Так вот откуда у Вас зародилась любовь к профессии! Или всё произошло гораздо раньше? Расскажите, пожалуйста, кем работали Ваши родители?

- Да, на самом деле, всё началось гораздо раньше. Моя мама Лидия Александровна, кстати, тоже была учителем – учителем домоводства в школе №24. Пусть это звучит не скромно, но мама была удивительно талантливым человеком: она умела всё, всё и еще раз всё. Мама научила меня всему, и я постоянно вспоминаю её с благодарностью.
Папа - Анатолий Васильевич - прекрасно рисовал, мог бы стать великим художником. Учился в Москве, в училище Грекова. Но, как и многие творческие люди, не хотел затруднять себя посещением лекций, написанием конспектов, за что и был отчислен. Впоследствии он связал свою жизнь с фотографией и смог стать прекрасным фотографом, работал оформителем, какое-то время был учителем рисования и учителем труда в школе №24. Так что если отвечать на вопрос о любви к профессии, то, пожалуй, она всё же зародилось в родительской семье, передавшись по наследству, а окрепла уже в стенах школы. 


- Ирина Анатольевна, по долгу профессии Вам каждый день приходится сталкиваться с детством. А каким было Ваше детство, как бы Вы его охарактеризовали?

- Знаете, может быть это звучит банально, но моё детство было счастливым. Во мне возникают только самые светлые чувства, когда я мысленно возвращаюсь в детство. Мои родители – пример любви и искренности, дружбы, стойкости, мудрости. И мне не в чем их упрекнуть.
Мама была родом из Ростова-на-Дону. В годы войны несовершеннолетней девочкой её отправили на работы в Германию. Больше двух лет она работала там на шахте. Страшно даже подумать о том, что пережили люди в то время. Но знаете, души их не зачерствели. Мама обладала удивительным качеством и могла найти общий язык со всеми людьми. Даже сейчас, по прошествии стольких лет, я встречаю взрослых женщин, которые узнают меня и говорят: «Вы - дочка Лидии Александровны». Они её помнят.
Родители очень любили нас, детей: меня и моего брата Игоря. Наша семья была очень дружная: каждые выходные родители водили нас в рощу «Дубки» или на море, если это было лето. Прекрасное было детство. Знаете, его даже не омрачил тот факт, что примерно в мои лет 15 лет папа решил поменять свой образ жизни: захотел жить среди лесов и уехал в заповедники. Много лет он путешествовал по заповедникам нашего Советского союза, а все эти годы мама ждала, когда он вернётся. Конечно же он вернулся и последние годы жизни провёл вместе с нами.


- Ирина Анатольевна, как началась Ваша профессиональная деятельность?

- После школы я поступила в Таганрогский Педагогический институт на Факультет начальных классов. Училась там 4 года. Наша дружная и сильная группа на протяжении 3 лет была лучшей группой института. Во время учёбы я проходила практику в школе №24, в школе №8. По окончании института, в 1980 году Карлова Зинаида Николаевна – директор школы №24 – предложила мне устроиться на работу на декретное место. 21 января 1980 года началась моя трудовая деятельность.
Мне пришлось взять второй класс, помню, очень непростые были дети. До конца года я проработала в этом классе, пока не взяла полноценный набор, но до сих пор, встречаясь со многими учениками того 2 класса, я чувствую их уважительное ко мне отношение.


- А какой он был, Ваш первый полноценный набор? Наверняка Вы его очень хорошо помните. Расскажите, пожалуйста.

- Конечно, помню. Как вчера всё было. Самый первый мой набор – это был класс, состоящий из 43 мальчишек и девчонок! Тогда я работала в кабинете №3 на первом этаже школы. Отчётливо перед глазами стоит картинка: заходишь в кабинет и ни одного свободного пятнышка: парты-парты, дети-дети. Класс был необыкновенный: сильные, умные ученики. 11 человек из этого класса окончили школу с золотой медалью. Не все дети окончили нашу школу: кто-то уехал. Но вот из этого класса 11 золотых медалистов. Я просто следила за их судьбами. Это были удивительные дети.  


- Действительно, молодцы. Ирина Анатольевна, какие ещё интересные случаи из практики можете нам рассказать?

- Помню, мне было 29 лет и наше государство предложило учить 6-летних детей. С этим вопросом я ходила в детский сад, агитировала родителей. Но для того, чтобы открыть такой набор в школе, необходимы были соответствующие условия: у ребят должна быть не только классная комната, но ещё игровая и спальня. И знаете, да, в нашей школе нам отвели трехкомнатную квартиру. Как это было интересно! Мальчишек было не очень много, больше было девочек, но они были такие были забавные. Прекрасные 4 года я отработала с ними. Жили одной семьёй!
И еще был период новшества в моем творчестве – работа по программе всестороннего развития личности Л.Н. Занкова. По этой программе я работала очень много лет, около 25. Было здорово! Конечно, эта программа рассчитана на учеников, у которых есть желание учиться и есть способности, но при старании все могли учиться по ней с хорошими результатами. 


- Подсчитывали, сколько наборов у Вас было?

- Годы идут… Да, я стала считать, сколько же у меня был наборов. Их было 11. И 350 детей, которых я выучила, может быть даже немножко больше. Учу сейчас уже детей своих выпускников. Учу и тех, чьи родители привели вторых своих детишек. Сейчас в моем 3-а классе 7 учеников, с родителями которых я была знакома раньше. Так приятно, что люди вернулись ко мне: это о многом говорит. И я с большим удовольствием продолжаю своё дело.


- Ирина Анатольевна, как Ваш супруг относился и относится к Вашей работе, к постоянным горам тетрадей, которые надо проверять?

- Мне повезло: мой дорогой супруг понимает меня. Он, что называется, свой, потому что по образованию тоже учитель - окончил Факультет начальных классов. И его профессиональная жизнь тесно связана с детьми, со школой. Мы с Игорем Викторовичем поженились ещё в институте. Он был прекрасным баскетболистом. Отслужив после института в армии, он работал в школе, преподавал в техникуме, а последние 10 лет работает в школе №24 учителем физкультуры, тренирует команду девочек по баскетболу и помогает мальчикам. В этом году 45 лет как мы вместе. И я могу с уверенностью сказать: мне повезло с мужем.  


- Ирина Анатольевна! Откройте, пожалуйста, секрет: как Вы умудряетесь не «перегорать»? В чём черпаете силы?

- В детях. Вся сила – в них. В их непосредственности, искренности, любви, чистоте. Это невероятная энергетика. И это двигательная сила.
Более того, я очень люблю свою школу. Судьба моей семьи тесно связана со школой №24: в ней работали родители, работал мой брат, работаем мы с мужем. В 24 школе учились я, мои дети, мой внук – мои самые родные и близкие. И ещё, пожалуй, профессия учитель - это мое призвание, потому что ни на один миг я не пожалела о том, что стала учителем. Моя дочь как-то сказала: «Мама и папа, вы - счастливые, потому что вы любите свою работу». А ведь это чистая правда.


- Спасибо Вам, Ирина Анатольевна! Со своей стороны, мы, родители, благодарим Вас за самоотдачу, за ответственное отношение к своей работе, за справедливость, чуткость и любовь! И пусть огонёчки сотен глаз Ваших детей, а они по праву и Ваши тоже, согревают сердце и дают силы жить и работать дальше!


Дорогому Первому Учителю Поповой Ирине Анатольевне

Учитель, что же чувствуете Вы,
Детей своих от сердца отпуская?
Что нет страшнее этой пустоты,
И что, похоже, Вас сейчас бросают?

Иль Богом знаний Вы окрылены
И с гордостью несете ношу эту,
За свой 4-ый «а» сейчас горды,
Ведь Вы учили всех добру и свету?

…Нас много, Вы – одна, одна на всех:
Капризных, недовольных, равнодушных.
Жаль, невозможно солнцем быть для всех.
Вы знаете, но это и не нужно.

Кто хочет, тот услышит и поймет:
Пройдут года, а, может, и десятки,
Что Вы всегда вели детей вперед,
Что Вам, Учитель, нужно поклоняться!

И слава тем, кому сейчас дано
Увидеть адский труд средь серых будней
Той женщины… И ей не все равно,
Что с новым поколением завтра будет.

«Спасибо», - говорим от всей души!
И это, право, самое простое…
Вы улыбнетесь, а глаза грустны…
Учитель Первый, Вы для нас – святое!

Кузнецова Ирина

Ранее сообщалось, что Портной, повар, электромонтёр – какие профессии нужны Таганрогу.


Новости на Блoкнoт-Таганрог
Организации: Блокнот-ТаганрогПерсоны: учитель годаПерсоны: дети
1
0