Таганрог Воскресенье, 15 декабря

Азовское море Таганрога глазами Айвазовского

«Вся живопись — слабое подражание природе»

И.К. Айвазовский 

29 июля исполнилось 206 лет со дня рождения великого художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Его ещё называют АйвАзовским, ведь специалисты утверждают, что Азовское море почти всегда зримо присутствует на полотнах мастера, усматривая специфический зеленоватый оттенок морской воды на его картинах, который не может являться визитной карточкой родного Чёрного моря художника (И.К. Айвазовский родился в Феодосии).

Доподлинно известно, что И.К. Айвазовский посещал Таганрог как минимум один раз – 12 апреля 1895 года. По другим источникам - два раза, ещё и в юности - в 1835 году. 

12 апреля 1895 года ростовский почтовый поезд доставил в Таганрог специальный вагон, в котором со всеми удобствами и комфортом путешествовал известный художник - он мог позволить себе это. На перроне вокзала знаменитого гостя встречала семья старого доброго знакомого - Якова Михайловича Серебрякова.

Яков Михайлович Серебряков – армянский купец первой гильдии был первым владельцем Таганрогского кожевенного завода, основанного в 1853 году и запущенного в 1858 году. В 1865 году он построил многоквартирный доходный дом по улице Петровской. Строение располагалось между переулками Украинским и Тургеневским. Первый этаж большого дома был отведен под магазины, в них можно было приобрести парижскую одежду и обувь. В этом же доме была открыта нотариальная контора Ладохина. Известно, что 12 апреля 1895 года Ивана Константиновича Айвазовского принимали в доме на Петровской, 47.

Источники утверждают, что вечер гость провел в окружении представителей власти и в обществе местной знати. Несмотря на солидный возраст (Айвазовскому на момент приезда в Таганрог было 77 лет), Иван Константинович был полон жизни и оптимизма, его увлекательная речь произвела приятное впечатление. Затем присутствующим предложили обед, после которого за неизменной игрой в карты, с разрешения Айвазовского, таганрогский скульптор Егоров вылепил медальон.

На это потребовалось всего полчаса, и, по мнению собравшихся, он вышел на диво удачным. Тут же, на вечере, Иван Константинович подарил недавно открытой в городе (в районе Марцево) колонии для малолетних преступников свою картину. На полотне был изображен спящий Спаситель вместе с апостолами в лодке во время бури.

Также в честь своего пребывания в Таганроге Айвазовский преподнес полотно городу. По просьбе хозяина дома он любезно обещал украсить интерьер строящейся в городе армянской церкви иконою своего письма с изображением просветителя армян – святого Георгия.

Уже поздно вечером Серебряков отправился на вокзал, чтобы проводить своего именитого гостя. 

Фото: пресс-служба администрации Таганрога

21 мая 2016 года заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович* в рамках своего визита в Таганрог посетил Таганрогский институт управления и экономики (ТИУиЭ) и открыл там памятную доску великому художнику Ивану Айвазовскому. Инициатором акции стала мать политика Галина Львовна Дворкович. Её поддержало руководство университета.


Фото: taganrog-gorod.ru

Интересно мнение таганрогского искусствоведа Оксаны Костиной, которая отмечает, что сюжеты картин Айвазовского однообразны лишь на поверхностный, неглубокий взгляд. «Айвазовского часто упрекали в повторяемости сюжетов, повторяемость есть, это как раскадровка одного фильма — фильма о море. Все начинается тихим туманным утром, совсем таким, какое представлено на полотне „Туманное утро“ из собрания Краснодарского музея. Прощание отплывающих кораблей с берегом всегда удавались живописцу. Это всегда умиротворенные марины — мягкие дали в теплом свете и ласковое тихое море. Следующий кадр — корабль уже плывет в открытом море, ветер раздувает его паруса, но над морем нависла туча, которая предвещает ночной шторм… На выставке есть и такой кадр. А третий — это кульминация. Это его знаменитые бури, которые всегда впечатляли зрителя. Такова, например, его хрестоматийная вещь — „Девятый вал“ — гибель корабля и пассажиров, неистовая мощь стихии. Айвазовский умел видеть красоту и в таком ужасе. У этого фильма есть и завершение. Истории о море иногда заканчиваются трагическим итогом кораблекрушения. Море скорее выступает здесь как „море житейское“, а разбитый о скалы корабль — это символ драматической человеческой судьбы», — рассказала искусствовед.

Ирина Кузнецова


Ранее сообщалось: По следам истории: 100 лет со дня рождения И.Г. Деребери.


*Признан Минюстом РФ иноагентом


Новости на Блoкнoт-Таганрог
Места: Азовское мореМеста: мореОрганизации: Блокнот-ТаганрогПерсоны: Художники
0
0