В Таганрогской библиотеке им. А.П. Чехова вспоминали В. Маяковского
Фото: ru.wikipedia.org
Читайте также:
- Почти 13 млн готова потратить администрация на снос 3 аварийных домов в Таганроге (20.07.2023 14:00)
- Таганрог вдохновил московского режиссёра снять сериал о сбежавшем мэре (19.07.2023 15:15)
- Таганрожец поздравил коллег с Днём металлурга стихами (16.07.2023 13:00)
Он ворвался в поэзию со своим высоким ростом, решительной походкой, «пожарами сердца», азартом, нетерпением, тревогой, со своей речью, басом, жестом…» (З.С. Паперный)
Помимо поэзии, Владимир Маяковский ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт») и «Новый ЛЕФ». Талант Маяковского был многогранным. Наиболее сильное влияние на поэтическое творчество оказывали его способности художника-графика.
ЦГПБ имени А.П. Чехова не могла оставить без внимания день рождения Владимира Маяковского - значимое событие для всех, кто неравнодушен к русскому языку и литературе в целом. Сотрудники библиотеки провели поэтический час «Разрешите представиться. Маяковский» для участников молодёжного клуба «День игры». Ребята узнали о главных вехах в жизни поэта, о разных направлениях его деятельности. Были показаны кадры из немого фильма «Барышня и хулиган» 1918 года, в главной роли в котором снялся сам Владимир Маяковский. Участники смогли услышать сохранившуюся запись стихотворения «А вы могли бы?» в прочтении самого автора, а также аудиозаписи стихотворений Маяковского в исполнении мастеров слова из фонда аудиокниг отдела «Электронный зал». Также и сами ребята прочитали стихотворения Маяковского.
Фото: evitebsk.com, Бюст Владимира Маяковского, агрогородок Вархи Городокского района Витебской области, Беларусь (скульптор Александр Гвоздиков)
Немного из истории
В ноябре 1926 года Владимир Маяковский отправился в лекционную поездку по городам: Воронеж, Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Краснодар, где выступил с докладом «Поп или мастер».
Доклад в своё время был опубликован в ростовской газете «Советский юг» 26 ноября 1926 года (автор П. Максимов, «Вечер Маяковского»). Интересен взгляд Маяковского на литературные веяния того времени. Его приводит в бешенство «литературное поповство»: «вдохновение», длинные волосы, гнусавая манера читать стихи нараспев». «От поэтов — не продохнуть», - говорит сам великий поэт. И уже не может остановиться:
« - Среднее мясо этих стихов ужасно.
- Стихотворное наводнение выходит далеко за пределы литературных интересов, эти стихи - определенное бедствие для дела организации молодого сознания.
- Такое огромное количество стихов в корне деквалифицирует действительно хороших поэтов. А потому - пора поставить вопрос об отборке поэтических произведений, надо вскрыть, почему люди в такой массе пишут и как это зло искоренить?
- Неверно, что поэзия — легкое дело, которому можно обучиться в несколько уроков по книжке Шенгели (тут основательно досталось Шенгели и его злосчастной книжке «Как делать стихи?»). Моя задача - не в пять уроков научить писать стихи, а отучить в один урок.
- Литература, которая должна вести рабочий класс на борьбу — труднейшее дело в мире.
- Не всякого надо считать поэтом из этих нахрапистых ребят, много печатающихся и имеющих свои книги.
- Рифма - это хорошая плеть со свинцом на конце, которая вас бьет и заставляет вздрагивать. Сняв с поэзии поповскую оболочку, увидим, что делание стиха - такая же черная работа, как и всякая иная, что вдохновение присуще всякому виду труда, что не только на рождение, но и на поиски одной рифмочки приходится тратить 1½ суток и что нормально. Маяковский не может сделать в день более шести - восьми доброкачественных строк. Отцеживай рифмы!
- Я хожу по улицам и собираю всякую словесную дрянь, авось через семь лет пригодится! Эту работу по заготовке сырья надо проделывать постепенно, по принципу восьмичасового рабочего дня, а не в минуты отдыха. Дело не во вдохновении, а в организации вдохновения. Стихи в газету (срочные) писать поэтому особенно трудно: нужно быть и политически грамотным».
Вот такой он был, Владимир Маяковский: дерзкий, безбашенный, пылкий, неординарный и… притягательный.
А напоследок - красивая история, дошедшая до наших дней: во время поездки в Париж Маяковский влюбился в эмигрантку Татьяну Яковлеву, которая, однако, не ответила ему взаимностью. Тогда поэт отнёс в цветочный магазин весь гонорар за свою книгу и распорядился на эти деньги раз в неделю отправлять красивый букет его возлюбленной. Букеты продолжали приходить и многие годы после смерти Маяковского. Во время оккупации Парижа немцами эти цветы спасли Яковлевой жизнь: она продавала букеты, чтобы купить себе хотя бы немного еды…
Ирина Кузнецова