Таганрог Четверг, 10 июля

Таганрогская мужская гимназия: кузница российской интеллигенции на южных рубежах

Когда в 1806 году в Таганроге открылось учебное заведение под названием Коммерческая гимназия, это название могло ввести в заблуждение. Формально оно предполагало подготовку специалистов для торговли, но на деле программа мало отличалась от классических гимназий Российской империи. Как отмечал градоначальник Б.Б. Кампенгаузен в письме попечителю Харьковского университета: «гимназия должна держаться общего устава 1804 года», несмотря на свое название. Причина была проста: Таганрогу, стремительно развивавшемуся как торговый порт, требовалось образованное сословие, но при этом — в духе времени — дать ученикам «основания благовоспитанности».

К началу XIX века в России существовало лишь три гимназии (в Петербурге, Москве и Казани). Реформа Александра I (1804 г.) изменила это: теперь каждому губернскому городу полагалась своя гимназия, а уездным — училища. Таганрог, формально уездный город, получил гимназию благодаря особому статусу: здесь находился важный порт, а среди населения было много греческих купцов и иностранных коммерсантов.

Таганрогская гимназия стала третьей на юге России после Одесской (1804) и Екатеринославской (1805). В отличие от них, она изначально задумывалась как «практическое» заведение, но быстро превратилась в классическое. Уже к 1820-м годам из программы исчезли бухгалтерия и товароведение, зато появились древние языки и философия.

Первые годы гимназии, разместившейся в доме, предназначенном для градоначальника, были непростыми. Учебная программа поражала энциклопедичностью: помимо бухгалтерии и коммерции, здесь преподавали эстетику, психологию, право, шесть языков (включая новогреческий и итальянский), а Закон Божий ввели лишь в 1817 году. Однако, как отмечали современники, дисциплина оставляла желать лучшего — в классах одновременно сидели и восьмилетние дети, и восемнадцатилетние юноши, что порождало хаос.

Преобразование в 1837 году в классическую гимназию с семилетним курсом обучения стало ответом на общероссийскую тенденцию: латынь и греческий вытесняли прикладные науки, готовя учеников к университетам. Новое здание в стиле строгого классицизма, построенное в 1843 году по проекту архитектора Ф.К. Боффо, символизировало этот переход. Его длинные коридоры и просторные классы, где позже учился Антон Чехов, сохранились до наших дней.

Вторая половина XIX века стала временем расцвета. При директоре Э.Р. Рейтлингере (1870-е годы) в гимназии появились музей, церковь в актовом зале и даже планетарий. Но были и мрачные страницы: учитель И.О. Урбан (чья квартира была взорвана неизвестными в 1880-х) прославился доносами на учеников, а циркуляр 1887 года о «кухаркиных детях» ограничил доступ низшим сословиям.

Революция 1917 года поставила точку в истории гимназии. Ее здание заняла Высшая кавалерийская школа, а в 1935 году здесь открыли школу имени Чехова. Сегодня в этих стенах соседствуют музей писателя и гимназия №2, хранящая память о двух веках просвещения.

Таганрогская гимназия стала мостом между практическими нуждами портового города и имперской системой образования. Ее эволюция от «коммерческого училища» до классической гимназии показывает, как Россия искала баланс между пользой и традицией. А ее здание на улице Октябрьской, где теперь находится музей Чехова, — напоминание о том, что даже в провинции рождались люди, менявшие страну.

К слову, коммерческое училище тоже оказалось нужным городу: оно появилось в Таганроге спустя век. О нем мы расскажем в следующий раз. 

Егор Белов
Новости на Блoкнoт-Таганрог
  Тема: Учебные заведения 19 век  Спецрубрика: О тебе, любимый город!  
0
0