Таганрог Четверг, 28 марта
Общество, 16.01.2017 11:34

О новой программе тренировок по теннису рассказал главный тренер одной из детских команд

О новой программе тренировок по теннису рассказал главный тренер одной из детских команд

В Таганрогской Теннисной Академии осуществляется набор и проходят тренировки по программе «Мой Теннис».

 Основное отличие этой программы от других - это современная методическая программность, основанная на возрастных особенностях детей. "Мой Теннис" структурирована по уровням оптимальным для развития детей. С помощью уровней создается ступенчатая система развития, которая позволяет игрокам прогрессировать в соответствии со своим возрастом, способностями, уверенностью и мотивацией.

 Главный тренер программы Алексей Иванцов является ведущим специалистом Департамента обучения тренеров Федерации Тренеров России. Он проводит обучение и сертификацию тренеров, выступает со своими учениками на мастер классах по всей России.

Любой̆ вид спорта существует, пока развивается. Теннис также не стоит на месте – постоянно разрабатываются новые технологии ракеток, идет поиск все более эффективных методик тренировки и анализа соревновательной̆ деятельности, совершенствуется медицинское и фармакологическое обеспечение процесса подготовки.

Движение вперед не могло не коснуться и детского тенниса. Международная федерация тенниса (ITF) разработала и в 2007 году официально ввела в мировую практику новые принципы обучения теннису детей̆ в возрасте 10 лет и младше. Они призваны привлечь начинающих игроков к занятиям теннисом, обеспечить их гармоничное развитие и участие в соревнованиях с самого раннего возраста. В 2012 году изменились правила ITF для детей̆ 10 лет и младше.

Программа, которая получила название «Tennis 10s», предлагает новый̆, принципиально отличающийся от традиционного подход к обучению маленьких детей̆ теннису и уже на практике доказала свою эффективность.

Зарубежные национальные федерации, уже давно работающие по этой̆ программе, предлагают сегодня многочисленные материалы по программам современных методик обучения теннису детей̆, начиная с трех- и четырехлетнего возраста.

В России в настоящее время также активно приступили к анализу и освоению новых методик и адаптации программы «Тennis 10s».

Многие наши тренеры уже успешно используют на занятиях цветные мячи с медленным и низким отскоком и легкие ракетки, при этом позиционируя себя как тренеры, работающие по программе «Tennis 10s». 

Однако, как правило, они используют лишь внешнюю сторону Программы, упуская при этом такие ее важные составляющие, как принципиальное изменение методики тренировки и проведения соревнований, создание особой̆ среды обучения и многое другое.

Естественно, занятия с детьми в возрасте четырех-пяти лет не могут быть такими же, как с семилетними. Младшим не хватает концентрации внимания, они менее координированы и выносливы, мышечный̆ корсет еще не сформирован. И главное – они хотят играть, а не работать на тренировке. Поэтому, чтобы эффективно работать с маленькими детьми, тренеру недостаточно разбираться только в технике и тактике.

Идеология, или методология, программы «Tennis 10s» – это объединение технической̆, тактической̆, физической̆ и психологической̆ подготовки в целостный̆ подход с учетом возрастных особенностей̆ ребенка в комфортной̆ для него среде. Однако нередко тренер посвящает занятия только одному или паре компонентов подготовки (скажем, только технике и тактике), и в результате происходит некоторая методологическая путаница. Следует помнить, что планирование каждого урока должно быть направлено на развитие игрока во всех его аспектах, а не на отдельные навыки.

В этой̆ статье мы попытаемся кратко осветить основные аспекты современных подходов к обучению маленьких детей̆ теннису с учетом их возрастных особенностей̆.

Особенности обучения теннису детей̆ младших возрастных групп

Как мы уже отмечали выше, маленький̆ ребенок везде, в том числе и на тренировках, хочет играть. Любое задание он воспринимает гораздо лучше через образы. Поэтому ключевым моментом является умение тренера подать упражнение, при этом проявить творческую жилку и придумать ассоциации с любимыми детьми телеперсонажами, животными и так далее.

На корте нужно организовать разные зоны для выполнения определенных упражнений, и пусть дети проходят их по очереди. Это — модифицированный̆ вариант круговой̆ тренировки. Эти зоны можно называть в честь детских персонажей̆ или использовать яркие запоминающиеся названия (например, «Попрыгушка», «Супертурбо»). Чем больше на корте красочного инвентаря, тем детям интереснее.

Умение тренера организовать работу в больших группах

Часто мы можем наблюдать такую картину: на корте 14-16 детей̆, а иногда и больше. Тренер пытается их как-то организовать, но, как правило, безуспешно. А ведь именно такое количество прописано в действующих ныне Федеральных стандартах спортивной̆ подготовки по теннису. С одной̆ стороны, тренеры бывают заинтересованы в большом количестве детей̆ в группе, потому что получают деньги за каждого ребенка, а с другой̆ – на выходе из зала их ждут разъяренные родители, упрекающие тренеров в том, что их чадо «всю тренировку простояло и ничего не делало».

Еще один пример. Кому из вас не доводилось наблюдать тренировку, на которой̆ дети выстроены в «ручеек» и тренер из корзины бросает им мяч? Сколько ударов выполнит ребенок при таком построении занятия? А что в это время будут делать остальные дети? Какова их концентрация внимания? А моторная плотность? И разве при игре в теннис спортсмен выполняет только один-два удара? Вы знаете ответы на эти вопросы. Альтернатива - разбить всю группу на мини-группы и организовать в них отработку игровых заданий с достаточным количеством повторений и приближенностью к реальной̆ игре.

В этой̆ ситуации организация игроков начинается с очень простой математики. Например, у вас группа из 20 детей̆. Сразу же решите, в каких группах будут работать игроки: по два, три или по четыре человека. 

Если вы выбираете группы по 2 ребенка, тогда необходимо разделить игровое пространство на 10 рабочих зон, если в группах пятеро, то на четыре. Существуют определенные правила, как организовать работу в этом модульном круговороте. Но об этом поговорим немного позже.

Создание позитивной̆ среды общения

Очевидно, что маленькие дети обучаются намного быстрее, если оказываются в окружении, соответствующем их возможностям и потребностям. Позитивная среда не только мотивирует детей̆ учиться, но и формирует желание приходить тренироваться еще и еще. Тренер должен уметь правильно общаться с детьми, а дети должны чувствовать его заинтересованность — и тогда он добьется от них большой̆ отдачи.

Создание позитивной̆ обучающей̆ среды невозможно без овладения искусством общения с детьми.

Прогрессия навыка – от простого к сложному

В группе редко подбираются дети с одинаковыми способностями и уровнем подготовленности. Соответственно, и процесс обучения у каждого тренера будет идти с разной̆ скоростью. На кого ориентироваться?

Искусство наставника заключается именно в том, что он должен уметь так усложнять или упрощать задания, чтобы они соответствовали возможностям конкретного ребенка и в рамках одной̆ тренировки каждый̆ мог совершенствоваться в своем темпе. Программа «Tennis 10s» на это и направлена.

Отработка навыков предвидения и приёма

Мы уже говорили о том, что в Программе «Tennis 10s» азам тактики начинают обучать с первых шагов в теннисе. Большинство заданий на маленьком «красном» корте выполняется в парах. Таким образом, даже в самых элементарных упражнениях, когда, например, дети бросают друг другу мяч, ребенок учится реагировать на мяч, отслеживать траекторию его полета и прогнозировать место и высоту отскока.

Создание системы мотивации

Если мы хотим добиться от детей̆ максимальной̆ отдачи на тренировке, их нужно мотивировать. Вряд ли стоит ожидать от ребенка в возрасте четырех-пяти лет стремления тренироваться изо всех сил, чтобы стать первой ракеткой̆ мира, а вот мелкие призы и похвала будут очень эффективны. Но здесь главное – вовремя остановиться, чтобы внешняя мотивация перешла во внутреннюю. К восьми-девяти годам ребенок действительно уже должен хотеть стать лучшим.

Турниры не для родителей̆, а для детей̆!

В Программе «Tennis 10s» дети практически сразу начинают соревноваться. И здесь важно помнить, что дети любят именно соревноваться, а их родители любят сравнивать.

Первый̆ опыт участия в соревнованиях всегда должен быть положительным, и это будет мотивировать ребенка соревноваться снова и снова.

Самое главное — организовать такой турнир, который̆ будет соответствовать уровню развития соревнующихся, и расставить правильные мотивы у детей̆ и родителей̆.

Прогрессия упражнения по принципу «ССС»

У хорошего тренера всегда есть четкое представление о том, как игрок будет развиваться, осваивая и постепенно усложняя поначалу простое упражнение: сначала он осваивает навык самостоятельно, а затем пытается его совершенствовать. Дальше он осваивает его в паре с партнером, и они уже будут пытаться совершенствовать его вместе, и только потом он начнет соревноваться, применяя этот навык в игре с партнером. Это и есть принцип «ССС»: Самостоятельно через Совместное к Соревновательному.

Компьютерные игры — в помощь!

Компьютерные игры – тренд нашего времени, и практически все дети играют в них. Большинство игр построено по определенным правилам, которые удерживают интерес и внимание ребенка. Используя эти приемы, можно значительно повысить интерес к занятиям теннисом и добиться полной̆ отдачи на тренировках.

Сначала спортсмен, потом игрок

На начальном этапе обучения ребенок должен овладеть максимальным количеством двигательных навыков, чтобы в дальнейшем успешно осваивать элементы техники тенниса. Собственно говоря, эта идея не нова. Около 40 лет назад А.П. Скородумовой были проведены исследования, доказавшие эффективность средств общей̆ и специальной̆ подготовки в первый̆ год обучения в процентном соотношении «70 к 30». Конечно, всегда найдутся родители, заявляющие, что они привели ребенка, чтобы он учился играть в теннис, а не бегал и прыгал, но на то и мастерство профессионального тренера, чтобы грамотно и убедительно им объяснить, для чего это делается.

Мы допускаем, что преимущество данной̆ программы оценят только те тренеры, чья методика подготовки будет учитывать возрастные особенности, игровой̆ метод проведения тренировок, правильные соревнования, обучение тактике параллельно с обучением технике. Те тренеры, которые больше ориентированы на направленное обучение технике с самого начала подготовки, и кто привык больше работать с корзиной̆, не увидят значительных преимуществ от изменения размеров кортов и мячей̆ и будут, как обычно, раздраженно и пренебрежительно отзываться о программе 10s. Потому что обучать технике путем большого количества повторений и форсированной̆ подготовки можно и на обычном корте с обычными мячами.

Является ли программа Tennis10s лучшей̆ программой̆ для детей̆?

Если мы говорим о популяризации тенниса и развитии его массовости, то однозначно да, ведь благодаря ей̆ много детей̆ будут заниматься теннисом, а среди них появятся и будущие звезды.

Если же говорить о том, что будущие чемпионы могут появиться только из этой̆ программы, то однозначно нет, потому что одаренные дети выделяются независимо от того, как их тренируют.

Одно можно сказать точно: лет через 20 мы оглянемся назад и спросим себя, как же мы могли использовать обычные корты и мячи, чтобы учить детей̆? Ведь теперь мы можем сделать все намного раньше и лучше.

«Мой теннис» в Таганроге ждет вас по адресу ул. Толбухина, 7. Первые несколько занятий можно посетить бесплатно, для это нужно оставить заявку на сайте теннисной школы или позвонить по 

телефону +7 (928) 7773636

Новости на Блoкнoт-Таганрог
0
0