Таганрог Вторник, 26 ноября
Общество, 30.08.2024 19:00

Живые свидетели истории: как это, попасть под оккупацию в Таганроге

Ко дню освобождения Таганрога мы подготовили специальную статью в рубрику "Лица города".  Мы пообщались с Диной Кирилловной - человеком, который был рожден незадолго до начала ВОВ и застал все ужасы этой войны в совсем юном возрасте. Ранее мы публиковали другой рассказ землячки: Александре Науменко было 14, когда началась война.

Дина Кирилловна родилась в 1938 году. Когда началась оккупация, ей было всего три года, а когда оккупация закончилась —  едва исполнилось пять.  Через пару недель пенсионерка отметит свой 86 день рождения. 

Расскажите, вы родились в Таганроге?

- Да, моя мама приехала в Таганрог невероятно удачно: дело в том, что по национальности она была еврейка. И ей удалось приехать, в годы бурной индустриализации, пропустив Сталинскую перепись населения. Таким образом у фашистов, захвативших город, не было о ней никакой информации. Документы она закопала перед их приходом - да так, что потом не смогла найти 

Немцы приходили к вам? 

- Да, но не за нами. Немецкие солдаты жили у нас в доме (это было на улице Шлаковой, в рабочей окраине Соловки). Меня они особо не трогали, а вот брата (он на несколько лет старше) обижали - дергали за уши и нос, дразнили "джуди", вроде как "еврейчиком" называли. Но никаких доказательств не было, мы были потомки приехавших из центральной полосы России (за чертой оседлости), и поэтому никто нас не тронул. 

Что самое страшное запомнилось в годы войны? 

Голод. И взрыв Металлургического завода.  Когда это случилось, я была на улице, мне было лет пять. И я видела, как летят надомной раскаленные листы кровельного железа - это был подорван завод. Меня контузило, и я долго приходила в себя. 

А потом случился голод. Мы и так жили небогато. Свет у нас дома появился только в год открытия Беламорканала (когда вернулись оттуда рабочие). У нас был маленький мазанный дом с деревянным, некрашеным полом. Но голод начался с началом войны, конечно. 

Мы с братом варили траву. Однажды, весной, набрали сырой алычи (жерделы) и начали есть - мама очень сильно ругалась. Она говорила, а если дизентерия, то что? Как вас лечить? Мы сообразили, стали вываривать эти зеленые плоды, и после этого есть. Так и пережили. 

Помните день освобождения?

Почему-то именно день освобождения мне не запомнился. Но я помню, как закончилась война. Мы были невероятно рады, прыгали на пружинной кровати до потолка и визжали - и, конечно, никто на это не ругался. 

Потом были очень тяжелые годы, однако нам удалось их пережить, поднять город и страну из руин. В течении всех 50-х годов ощущалось, как лучше становилось жить. Мама пошла работать снова на завод сразу же, как его вернули в город. Это был страшный труд: в старости у нее сильно болели руки (она занималась сталепрокатом). Из-за стружки в глазу она ослепла на один глаз... Но страну отстояли. 


Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. 

Егор Белов
Великая Отечественная война закончилась много лет назад. 
Однако, до сих пор встречаются её следы. У нас этому уделена целая рубрика:
https://bloknot-taganrog.ru/themes/ekho_voyny_/

Новости на Блoкнoт-Таганрог
  Тема: Социальные движения Таганрога  
Таганрогприрода
3
0