Городские начальные училища Таганрога: как россияне учились грамоте

Фото: Госкаталог РФ. Дом Чайковского, где в 1910-х годах располагалась училище
Читайте также:
- Рассказ таганроженки: "Наши крылатые соседи — пустельги на балконе" (08.07.2025 10:30)
- Учиться – легко: главные лайфхаки для образования и подготовки к школе от «Блокнота» (07.07.2025 10:45)
- "Танцующий дед в «Мармеладе»: хулиганство или свобода самовыражения?" (07.07.2025 09:00)
В наших предыдущих публикациях мы рассказывали о гимназиях (мужская, женская) и профессиональных училищах (мужское, женское) Таганрога. Сегодня речь пойдет о городских начальных училищах, которые стали важной частью системы народного образования в нашем городе и во всей Российской империи.
Истоки городских начальных училищ восходят к 1872 году, когда император Александр II утвердил «Положение о городских училищах», разработанное министром просвещения графом Дмитрием Толстым. Эти школы пришли на смену устаревшим уездным училищам и давали детям мещан, ремесленников и крестьян практические знания: чтение, письмо, арифметику, основы географии и даже черчение. В Таганроге, как и по всей стране, таких училищ первоначально не хватало. Только в 1882 году Городская Дума постановила открыть три новых училища: два мужских и одно женское.
Первое из них начало работу 2 марта 1882 года в доме г-жи Лоренц (Гоголевский 1). Уже через два года оно стало двухкомплектным – то есть с двумя параллельными классами. Первыми педагогами были М.Н. Греков, Е. Грекова, А.И. Блонская, а законоучителем – священник о. И. Якимовский. Попечителем выбрали А.Н. Альфераки – представителя известной купеческой семьи.
Здание училища сохранилось до сих пор. Отметим, что учебные заведения размещались тут и раньше: еще в 1848 году тут был открыт «Девичий пансионат».
В том же году открылось женское училище в доме Батракова по Ярмарочному переулку (здание не сохранилось). Здесь преподавали Н.К. Малаксианова и Р.Я. Матвеева, а попечительницей стала А.Н. Жеребцова. К 1886 году в таганрогских начальных училищах обучалось 377 мальчиков и 178 девочек. Городские расходы на образование неуклонно росли: если в 1882 году на школы выделяли 5171 рубль, то к 1886-му – уже 6343 рубля. В 1885 году Дума создала комиссию по надзору за училищами, но уже через год заменила её на единственного заведующего – Николая Павловича Гудзенко. Этот энергичный врач кардинально реорганизовал систему: ввел единый стандарт для всех училищ (три отделения с отдельными учителями), повысил зарплаты педагогам до 600 рублей в год и установил плату за обучение в размере 3 рублей, при этом бедные семьи освобождались от оплаты.
Гудзенко ежедневно посещал школы, лично вникал в их нужды, но иногда допускал перегибы. Например, он запретил женщинам преподавать в мужских училищах, что противоречило общероссийской практике. Особый конфликт разгорелся вокруг законоучителей. Первоначально их роль выполняли псаломщики, но духовенство потребовало вернуть священников. Гудзенко, недовольный их частыми пропусками, ввёл штрафы – 1 рубль 60 копеек за каждый пропущенный урок. Позже он добился назначения специального священника-педагога – о. Михаила Лавинова, который, к сожалению, скончался во время холеры 1892 года.
После смерти Гудзенко в 1893 году систему продолжили развивать его преемники. К 1890-м годам расходы на училища выросли до 21 260 рублей, а количество учеников – до сотен. Эти школы стали фундаментом грамотности для таганрожцев. Многие их выпускники впоследствии поступали в гимназии или ремесленные училища, а некоторые сами становились учителями.
В следующей статье мы продолжим изучать образование нашего города в конце 19-го и начале 20-го веков. Следите за обновлениями.
Егор Белов