Таганрог Вторник, 03 декабря

Хорошо, но весело ли? Городская ёлка в Таганроге 97 лет назад

31 декабря у городской ёлки собираются горожане из поколения в поколение. А вы знали, что традиция пришла в провинцию, в том числе в Таганрог, лишь во второй половине XIX века? Раньше её отмечал  только "брат" Таганрога - Санкт-Петербург. А после революции появились политические плакаты в духе: «Родители, не сбивайте нас с толку – не делайте Рождества и ёлку!» Такие надписи можно было увидеть на уличных демонстрациях и в Таганроге. В архивах областной прессы сохранилась заметка с празднования послереволюционной городской ёлки.

JgrqQYhu7jw.jpg

С историей таганрогских ёлок познакомили таганрожцев в сообществе "Таганрогский краевед".

- Антирелигиозная "Красная Ёлка", год 1924-й, - сообщают в посте с иллюстрацией страницы о праздновании Красной ёлки в Таганроге. -  Источник: Молодой шахтёр. № 1. 20.01.1924. С. 6.

Судя по тексту заметки, опубликованной в "Молодом шахтёре", городские ёлки проходили как элемент массовой пропаганды. В неё вовлекали детей. Вместо подарков октябрятам и комсомольцам раздавали агитматериалы.  

Напомним, после революций 1917-го года по декрету большевиков Россия вслед за Западом перешла на новый стиль, то есть на григорианский календарь. В итоге преобразований, наряду с Новым Годом, возник Старый Новый Год. Но в те годы ни тот, ни другой Новый год широко не отмечали, а праздновали Рождество. В рассказах про Ленина и ёлку речь идёт про ёлку именно рождественскую, а не новогоднюю.

А вот в Таганроге в то время ёлку только вспоминали: город, пропитанный со слов большевиков, духом сытой, спокойной и стабильной мещанско-чиновничьей России переходил из рук в руки. В чехарде красных, белых и зелёных было не до праздников: «Не до жиру – быть бы живу».

А вот с конца 1920-х праздничную ёлку, по примеру послереволюционного Таганрога стала вспоминать и вся Советская Россия: коммунисты запретили праздновать как «поповское» Рождество, так и буржуазный Новый Год. Вместе с ёлкой осуждался и Дед Мороз, вошедший в праздничный ритуал незадолго до революций.

Конец «осуждению ёлки» был положен на исходе 1935 года. В конце 1935 года ёлка была не просто возрождена, она превратилась в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: «Новогодняя ёлка — праздник радостного и счастливого детства в нашей стране».

Но, как отмечают эксперты, самые яркие ёлки - царские! В конце XIX века украшенные рождественские ёлки в Таганроге стояли не только в частных домах дворян и купцов, но и в общественных зданиях – в Коммерческом Собрании (Дворец Алфераки), в Дворянском Собрании (нынешний факультет иностранных языков пединститута), в Общественном Собрании (нынешний лицей № 4 на углу Греческой и Лермонтовского). Причём таганрогским детям повезло гораздо больше, нежели их сверстникам из остальной России: на пожертвования местных богачей в Коммерческом Собрании проводились рождественские ёлки для детворы из небогатых семей.

Популярны в России, в том числе и в Таганроге, стали новогодние балы-маскарады. Об одном из них в своём рассказе «Маска» сообщил Антон Чехов.

Юлия Мишина

Ранее мы сообщали, что хвойное растение, которое занесено в Красную книгу РО. Остались сутки до празднования Нового года, таганрожцы в этот момент делятся на 2 категории граждан. Те, кто уже давно купил и нарядил хвойную красавицу и те, кто только собирается ее покупать на Ёлочном базаре. А знаете ли Вы что в Ростовской области есть хвойное растение, которое занесено в Красную книгу?


Новости на Блoкнoт-Таганрог
Организации: Блокнот-ТаганрогСобытия: ИсторияСобытия: Новый год
0
0