«Изучение старинного некрополя – это моя отдушина», - краевед-экскурсовод Елена Алексеенко из Таганрога
Читайте также:
- Ирина Анатольевна Попова: Таганрог славится своими Учителями (22.05.2023 10:00)
- Через тернии к звёздам: таганроженка Анастасия Сигута (03.04.2023 15:05)
- Таганроженка Дарья Ланько – добрый ангел наших бойцов (20.03.2023 18:00)
Таганрог полон множеством тайн и загадок. Каждая улочка, каждый переулок напоминают горожанам и гостям приморского города о многовековой истории. Подрастающему поколению стоит иногда задуматься и понять, в каком необыкновенном месте мы живём, если смотреть на это со стороны прошлого, которое так плавно перетекло в настоящее. Не мало в Таганроге и талантливых, грамотных и вдохновляющих людей, которые стоят общественного внимания.
Сегодняшней гостьей рубрики "Лица города" стала обаятельная, разносторонняя и талантливая в своём деле краевед-экскурсовод Елена Алексеенко. Мы поговорили с Еленой о её судьбе, взлётах, падениях и профессиональных успехах. А также узнали множество интересных подробностей о планах на Старое кладбище и обо всём, что с ним связано.
- Елена, расскажите немного о своём детстве. Кем Вы хотели стать?
- Не могу выделить, как и многие дети, что была какая-то конкретная мечта. В какой-то момент хотела стать одним, потом другим. Но в целом вопрос профессии у меня оставался открытым до последнего момента, не пришло время подавать заявление в вуз. Сложно сказать.
Детство у меня было достаточно интересное, выпавшее на период перестройки. Родители работали на заводе. Позже маму сократили, а отец всю жизнь посвятил заводу «Прибой». Для меня это очень необычно, когда человек всю жизнь работает на одном месте, не могу похвастаться тем же.
Как и многие, семья существовала на грани выживания. Родители пытались всеми доступными способами дать мне всестороннее развитие. Меня учили быть внимательной к растениям, к животным, к архитектуре… любить учиться, а также не пасовать перед сложностями.
- Ваши родные как-то повлияли на выбор Вашей профессии?
- Какого-то прямого влияния не было, ничего не навязывали. В меня вкладывали знания, равномерно развивали, но какого-то вектора не закладывали. Родители хотели, чтобы моё образование было лучше, чем у них, чтобы я получала качественные знания в тот тяжёлый период.
Когда встал вопрос о поступлении, мама и папа поставили задачу – поступить на «бюджет». К форс-мажорам, конечно, тоже готовились, но я изо всех сил занималась подготовкой к экзаменам, чувствуя, с одной стороны, ответственность, а с другой, понимая, что без образования придется заниматься тяжелым трудом.
- Я знаю, что по образованию Вы программист. Почему Вы выбрали именно этот факультет?
- Выбор сделан в пользу программирования, но перед поступлением я понимала, что у меня больше уклон в сторону гуманитарного развития. На тот момент ещё не было обязательного ЕГЭ. Год моего поступления – 2003. Это второй год эксперимента в нашем регионе с ЕГЭ по математике. Я окончила школу с серебряной медалью, что давало дополнительную возможность, кроме общего конкурса, поступать на технические специальности по отдельному конкурсу только по результату ЕГЭ по математике. ЕГЭ, неожиданно для себя, сдала на 92 балла из 100. Когда собиралась подавать заявление в приёмную комиссию, родители сказали: «Подавай, куда хочешь». Я выбрала специальность, где было больше бюджетных мест в Радиотехническом университете. Так я и поступила на программиста.
- Когда и как Вы решили изучать старинный некрополь?
Были и депрессии, и хотелось всё бросить, но я понимала, как много сил вложено. Не только моих, но и родителей. В один момент меня даже хотели отчислить, но опять-таки вмешались мама и папа. Мне очень нравится учиться, но техническая часть никакого восторга не вызывала. Так, на первом курсе я и познакомилась со Старым кладбищем и готической субкультурой. Ещё в школе увлекалась историей, даже экзамен по выбору сдавала по этой дисциплине, представив комиссии исследовательскую работу по теме «Блокада Ленинграда». Кладбище меня заинтересовало, не как место проведения досуга, а как объект исторического познания. Я стала интересоваться историей памятников, архитектурой и часами просиживать в библиотеке. Исторические мини-расследования меня здорово отвлекали и успокаивали.
- В студенческие годы Вас интересовало что-либо ещё помимо программирования и истории?
Программирование – это профессия, которая приносит большой доход. Есть работа, но она не всегда может быть любимой. В противовес работе есть хобби, оно должно быть для равновесия. Изучение старинного некрополя – это моя отдушина.
Изначально больше склонялась к поступлению на психолога. Всегда нравилось наблюдать за людьми и подмечать какие-либо детали в их поведении. К концу второго курса пришла к мысли, что не всё так уж и плохо. Я поняла, что не очень хорошо будет заниматься психологией, помогать людям, когда ты сам не можешь разобраться со своей головой.
- Вы создали сайт cemetery.su. Как Вам пришла эта идея?
- В профессии я выбрала для себя то направление, где можно работать с визуализацией. Сначала думала над дизайном, но в итоге пришла к фронт-энд разработке сайтов.
Профессия дала возможность посмотреть на кладбище как на структуру данных. Это словно информационное дерево, на которое можно наращивать бесконечное число веточек. Есть могила, есть ее архитектура и архитектор, есть человек, который здесь похоронен, его родственники, которые связаны с историей Таганрога и другими местами, и так бесконечно. Захотелось воплотить это в продукт, которым можно пользоваться и развивать. Я понимала, что это объёмная задача, неподъемная для одного человека. И уже будучи выпускницей, обращалась к своим коллегам, но это никому не было интересно. Когда начала путешествовать по миру, меня не отпускал один вопрос: «Почему в других странах это уже реализовано, а у нас никому не нужно?».
В 2009 году познакомилась с Александром Поливаевым, выпускником ТГПИ. Он больше массовик-затейник, и группа ВКонтакте «Партия любителей Старого кладбища» - именно его идея. В какой-то момент познавательно-развлекательные прогулки для наших ровесников выродились из хаотичного блуждания в экскурсии.
Со временем я начала выстраивать маршруты, искать дополнительные сведения. Иногда забрасывала это дело, но всегда возвращалась. Александр в какой-то момент отошел от этой деятельности, но продолжает быть модератором сообщества.
Был момент, когда я планировала уехать из Таганрога. Пассивность этого места немного удушает. Перед отъездом хотелось закончить разработку сайта и опубликовать накопленный материал. Было несколько версий, но всегда чего-то не хватало, особенно по части визуальной составляющей. В итоге я познакомилась с дизайнером, который и помог запустить проект в 2013 году. Жизнь распорядилась иначе, из города я не уехала. Сейчас мигрировать не планирую.
- Сталкивались ли Вы с кризисами в своей работе?
Я пережила три профессиональных кризиса. Если первые два я как-то «вывезла», то третий кризис застал меня врасплох. Я просыпалась, работала (или пыталась работать), закрывала по минимуму бытовые вопросы и ложилась спать. В какой-то момент мелькала даже мысль: «А зачем мне вообще просыпаться?». Это был признак настоящей депрессии. Это сильно влияло и на личную жизнь, и справиться самостоятельно было сложно, пришлось обратиться за помощью к психологу. Выбор стоял такой – либо я перестаю себя разрушать, либо мне придётся сесть на таблетки. В этот момент пригодились мои знания и опыт по истории города: муниципальной организации передали на баланс ценные памятники на старом кладбище, и им понадобился человек, для которого это не просто 200 единиц бесформенной груды камней в зарослях. «Почему бы и нет?» - подумала я про себя, и согласилась на предложение о работе смотрителем старого кладбища. Я не оставила полностью работу в ИТ-сфере, но все чаще в свободное от основной работы время занимаюсь экскурсиями, и чувствую себя намного лучше.
- Как часто Вы проводите экскурсии?
- В тёплое время экскурсии проводятся регулярно. Несколько раз в месяц. Летом всегда запрос больше, практически каждые выходные.
Кроме того, третий год подряд под патронажем Всехсвятского храма проект, посвященный благоустройству и популяризации кладбища, выигрывает грант. У нас большие планы на этот год, предстоит много работы, поэтому на кладбище в ближайшие месяцы я буду находиться практически ежедневно. Если вижу, что прогуливающимся людям интересно и есть свободная минута, всегда стараюсь что-то рассказать и показать интересное.
Также в этом году получила дополнительное образование экскурсовода, готовлюсь к аккредитации. Экскурсоведение для меня скорее побочный продукт, хочется сосредоточиться на исследовательской работе, но зачастую ощущаю нехватку академической базы. Возможно, в будущем закончу магистратуру. С направлением еще не определилась. Были мысли и об открытии собственной некоммерческой организации, но пока отложила этот вопрос до стабилизации экономической обстановки.
- С каждым годом интерес к Старому кладбищу у горожан и туристов растёт?
- Рост, безусловно, заметен. В прошлом году приходилось даже отказывать группам, слишком большая нагрузка, и это с учётом, что я не единственный человек, который проводит подобные экскурсии. В проекте, поддерживаемом Фондом президентских грантов, со мной работает Елена Сирота. Кроме того, к нам приезжают паломники. Конечно, немаловажную роль в таком росте сыграла пандемия и санкции, туристы стали чаще обращать внимание на внутрирегиональные достопримечательности. Люди нередко ищут что-то нестандартное, а в Таганроге из доступного – Старое кладбище и Богудония.
- Бывали ли случаи, когда благодаря Вашим экскурсиям люди находили захоронения своих предков?
- Да, случалось. Одна такая история произошла достаточно давно. Я тогда только начинала водить экскурсии, не было конкретных маршрутов. Девушка случайно увидела могилу своих предков, когда мы пробирались сквозь заросли.
- А какое у вас любимое место или места в Таганроге?
- Мне очень нравится фрагмент переулка Глушко, там, где много каштанов. В этом месте ещё проглядываются старые домики, и вот эта вот прекрасная аллея аркой. Нравится дом Рафаиловича. Я выросла в районе НИИ Связи, и в детстве для меня выезд «в город» – это всегда праздник. Мне очень запомнились на этом доме жалюзийные ставни с работающими регулирующими механизмами. К сожалению, сейчас от них на фасаде ничего не осталось.
Есть ещё одно место на пересечении переулка Смирновского и улицы Кузнечной. Там находится модерновый домик с плавными рельефными формами на фасаде. Запечатлелось в детской памяти, что на них были закреплены изображения матрешек, но до сих пор не могу найти подтверждения
- Какой бы совет Вы дали подрастающему поколению?
- Я, наверное, все время говорю на мероприятиях для молодежи, хотя, возможно, для молодого поколения это не очень актуально: важно не бояться делать ошибок. Если ты не поступил в вуз – это не конец жизни. Если ты поступил туда, где тебе не нравится – это тоже не конец жизни. Важно не сдаваться, искать, что тебе нравиться и двигаться к цели. Здоровое упорство никогда не помешает.
- Какие у Вас планы на будущее?
- Моё планирование сократилось сейчас до одного года вперёд. Из Таганрога уезжать не планирую. Насколько долго продержусь на муниципальной должности, при этом занимаясь общественной деятельностью, сложно сказать. Честно говоря, когда устраивалась на работу, думала, что больше полугода не продержусь. Буду продолжать заниматься тем, чем и до этого занималась, время покажет.
В конце октября в Таганроге пройдет II региональная научно-практическая конференция по изучению и сохранению некрополей, чьим идейным вдохновителем я являюсь. Слежу за интересными научными мероприятиями в этой сфере, стараюсь участвовать в конференциях, ведь это тоже возможность популяризации истории города.
Хочется куда-нибудь съездить. Очень соскучилась по Санкт-Петербургу, куда я и хотела переехать. Накопились длинные списки вопросов к столичным архивам.
В рамках гранта мы будем переиздавать книгу-путеводитель. Сделаем её более доступной. Параллельно работаю над большой книгой – справочник по предмету охраны всего кладбища. Путеводитель больше для массового читателя, справочник – более серьезная работа, хочется к ней привлечь научного рецензента, возможно, соавторов, профессиональных историков, архитекторов. У меня накоплен большой объем материала по истории самого некрополя, как он развивался, где и что находилось. Очень много вопросов, которые нужно еще прорабатывать, но должно получиться интересно.
Сейчас, занимаясь историей, восстановлением памятников, я себя чувствую на своём месте. Это приносит меньше денег, но больше душевного равновесия.
Анастасия Сигута
Ранее мы сообщали, что Старое кладбище Таганрога выиграло Президентский грант. Волонтёрский проект - 2023: возвращение исторической памяти - победитель конкурса в получении Президентского гранта
Новости на Блoкнoт-Таганрог