Уже 6 лет в Таганроге находится в аварийном состоянии лестница Межлумяна
Читайте также:
- Лестницу Межлумяна в Таганроге планируют восстановить (02.04.2023 15:00)
- Что мешает реконструкции лестницы Межлумяна в Таганроге (31.03.2022 10:00)
- Антошу Чехова, английский десант и античные скульптуры помнит Каменная лестница Таганрога (25.02.2022 09:00)
6 лет в Таганроге закрыта Морская лестница, соединяющая сквер Петра I с портовой зоной.
Еще в марте марте 2017 года тут появилось металлическое ограждение и табличка «Проход закрыт». С тех пор и табличку «умыкнули» и заграждения нет, но спускаться по Морской лестнице, или как её ещё называют лестница Межлумяна, всё также опасно.
В марте 2023 года замгубернатора Александр Скрябин в рамках группы губернаторского контроля посетил лестницу.
«Сегодня необходимо провести детальное обследование лестницы, затем приступят к разработке проектно-сметной документации", - отметил чиновник.
Отметим, в марте 2022 года мы писали статью «Что мешает реконструкции лестницы Межлумяна», где объяснили, что реконструкция не начинается в том числе после тяжб с владельцами кафе «Маяк», которое находится там же. После этого нам звонила владелица кафе с угрозами судов. Приведём тем не менее слова администрации относительно ситуации:
«Данный земельный участок с кадастровым номером 61:58:1001:24 находится на двух видах права: МКУ «Приморье» на праве постоянного (бессрочного) пользования и ИП Хандюк В.Б. на праве аренды (для кафе).
06.11.2014 директором МКУ «Приморье» в адрес Главного Архитектора города Таганрога был направлен запрос о предоставлении разрешения на снос кафе «Маяк» и о получении разрешения на строительство нового объекта. В ответах указано, что разрешение на снос не выдавалось, в том числе и на строительство.
30.12.2015 прокуратура г. Таганрога обратилась с иском к гр. Хандюк В.Б. с требованием о приведении вновь построенного объекта в первоначальный вид.
23.01.2017 состоялось судебное заседание Ростовского областного суда, в котором суд вынес решение о запрете эксплуатации и обязании привести самовольно реконструированный объект капитального строительства в существовавшее положение. До настоящего времени решение суда не исполнено.
В 2016 году был заключен договор с ЗАО «Приазовский центр смет и оценки» об определении технического состояния лестницы имени А.А. Межлумяна. В заключении специалиста сделаны выводы о том, что общее состояние исследуемой лестницы им. А.А. Межлумяна характеризуется как недопустимое, а также состояние несущих строительных конструкций местами аварийное.
Рекомендовано проведение комплексной реконструкции исследуемой лестницы на основании соответствующего проекта, анализа состояния грунтов под конструктивными элементами.
В связи с чем, с Акционерным Обществом «РостовГражданПроект» был заключен договор от 27.06.2017 № 17-012 на выполнение проектно-сметной документации капитального ремонта лестницы. Была выполнена оценка: инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических изысканий, обмерных и обследовательских работ, проектной и рабочей документация на капитальный ремонт, экспертизы инженерных изысканий, экспертизы проектной документации.
На текущую дату сроки разработки проектно-сметной документации определить не представляется возможным, ввиду судебных разбирательств с собственником кафе «Маяк» - гр. Хандюк В.Б. Вопрос исполнения решения суда о запрете эксплуатации и обязании привести самовольно реконструированный объект капитального строительства в существовавшее положение относится к полномочиям Федеральной службы судебных приставов России».
Отметим также, в 2015 году, когда на Морской или как её ещё называют, Кружевной лестнице Таганрога появилось кафе, была масса осуждений по этому поводу. Вот например слова известного таганрогского дизайнера Владимира Верготитти в «Живом Журнале»:
«Как ни странно, нас всё еще удивляют неуместно вырастающие, как грибы, строения, причём на почве абсолютно для них непригодной. Кто эти искусные земледельцы, взращивающие ужасы нашего городка, которые так беспощадны и к лестнице, и к её первоначальному авторскому замыслу?
Эта, неуклюже нахлобученная будка, безжалостно дробит лестницу на совершенно несвязные куски и напрочь убивает ракурс, ставший её визитной карточкой. Само допущение подобного строительства уже абсурд и нелепость, но оно ещё укореняет абсолютную безответственность и пренебрежение к исторически сложившемуся образу города.
Сезонное кафе "Маяк" просуществовало на отведённых площадях, с открытой верандой, вполне успешно много лет. Решение по расширению площади кафе лежит в углублении в склон. Но это сложно. Начали с простого: на смотровой площадке соорудили мангальную трубу, которая коптила как паровоз. Затем захватили всю площадку слева обезобразив её навесом. Теперь же нужно испохабить своей жадностью и весь остальной уровень лестницы. Этот феерический звездец можно продолжить и с Каменной лестницей. А почему нет?! Что и кто, в этом городе, может помешать такому архитектурному беспределу? Кто-то же позволил уродовать одну лестницу, значит, подозреваю, можно издеваться и над другой?! Вот и газ уже подвели (смотрим на красивую ярко-желтую трубу справа), на смотровой площадке возвели тупую стену, поручни замуровали – красота!
Это архитектурный садизм. Стремление к обогащению зашкаливает все допустимые нормы здравомыслия. А слабоволие власти позволяет плодиться подобному архитектурному раку, разъедающему остатки здорового тела города, уродуя его и приобретая совершенно жуткие формы.
К сожалению, обезображивают тот самый город, который мы помним с детства. Если бы меня перенесли из детства в день сегодняшний, то я бы сильно изумился такому «чуднОму преображению» Таганрога, и был бы надолго озадачен только одним вопросом «Зачем?».
Морская лестница построена в 1967 году по проекту архитектора А. Межлумяна. В связи с ландшафтными особенностями местности она имеет боковые переходы и площадки. Всего она состоит из 215 ступеней (ширина центральных – 6 метров, боковых – 2 метра), высота – 30 метров, длина маршей – 175 метров.
Необходимость строительства этой лестницы назрела в послевоенные годы. Решение о строительстве было принято в 1960 году, но в течение нескольких лет портовики и судоремонтники ждали проекта лестницы. 19 августа 1964 года состоялось заседание художественного совета при управлении главного архитектора Таганрога, на котором были рассмотрены три варианта лестницы:
- Первый вариант, разработанный архитектором Сабуровой (Таганрогская бригада проектно-сметного бюро Облкомхоза) предусматривал устройство серпантинной лестницы по сложившейся трассе, в основном по коренному основанию,
- Второй вариант, разработанный архитектором Межлумяном (Дорремстройуправление), предполагал устройство прямого спуска с боковыми лестничными маршами перпендикулярно склону мыса,
- Третий вариант был разработан архитектором Бронзовой (управление главного архитектора) по заданию Дорремстройуправления на основе проектного решения Межлумяна, но на уточнённой подоснове.
Отметим, что хотя лестница Межлумяна и стоит в жутком аварийном состоянии, ничего не мешает спокойно работать кафе «Маяк».
Д. Паутова
Фото - Ильи Луц