Таганрог Пятница, 19 апреля
Экономика, 10.12.2019 15:00

Таганрожец развеял миф о нерентабельности троллейбусов

«Блокнот» уже рассказывал о транспортной проблеме, которую поднимал таганрожец Игорь Глушак на отчете главы администрации Андрея Лисицкого.

Нехватка троллейбусов и трамваев были названы главными причинами их вытеснения маршрутками.

Игорь Глушак поделился с «Блокнотом» исследованием, которое развеивает миф о нерентабельности электротранспорта Таганрога. Оно составлено на анализе цен на топливо и электроэнергию, открытых данных различных источников, бесед с директором ТТУ, личном опыте и других составляющих.

«Почему троллейбусное сообщение в таком состоянии? Они же ездят, зачастую, по тем же маршрутам, что и автобусы, возят тех же людей. Почему до сих пор на линии меньше 7 машин? И дальше – только хуже. 

Дело в том, что троллейбусы загнаны в такое положение намеренно. Троллейбусы, якобы, нерентабельны. А давайте подумаем вместе: автобусы, возящие тех же пассажиров, рентабельны, иначе б они не выходили на линию, «частники» их не выпускали бы просто, они ж не хотят терпеть убытки. МосГорТранс не так давно проводил подсчет, по которому получилось, что эксплуатация одного троллейбуса в год - 3 млн 410 тыс. руб/год, при этом эксплуатация одного автобуса - 3 млн 940 тыс. рублей в год! Даже, если считать микроскопическими суммами, получим: стоимость 1 кВт*ч электроэнергии для ТТУ – порядка 7,5 р. Стоимость 1 л дизельного топлива – 45-46 рублей. Расход троллейбуса – 2 кВт*ч/км, а у автобуса – около 45 л/100 км, то есть 0,45 л/км. Перемножим данные и получим, что 1 км пробега троллейбуса обходится в 15 рублей, в то время, как у автобуса он обойдётся уже в сумму около 20 рублей! Троллейбус экономичнее в эксплуатации на 15,5% с учетом всей сопутствующей инфраструктуры и амортизации. Коэффициент полезного действия, тот самый КПД, о котором знает каждый школьник, у троллейбуса выше, чем у автобуса в разы! КПД двигателя внутреннего сгорания, самого современного, не превысит 37-39%. В то время, как у троллейбусов различных моделей он колеблется от 89 до 92-93%! То есть разница колоссальна! Создается вопрос: если троллейбус выгоднее автобуса, почему троллейбусы всё ещё нерентабельны, а автобусы – процветают? 

Почему троллейбусы в таком состоянии? Основная задача общественного транспорта – перевозка пассажиров, основной вид заработка – выручка. Давайте считать вместе: автобусы, например, 31 маршрут, именно льготные, в 2015-2016 году каждый собирал порядка 13-15 тысяч за день. Эти 13-15 тысяч были при проезде в 16 рублей. Сейчас – ещё больше на 20-25%, минимум 15 тыс 000 возьмём. Умножив на 15 автобусов и 365 дней в году получим довольно неплохую сумму в 82 с лишним миллиона. Теперь вспомним, что есть еще «маршрутки», то есть МАЗы, которые в силу меньшей вместимости, но большей стоимости проезда, собирали примерно столько же, если не больше. Удвоим сумму до 164 миллионов. Не забывайте, это – всего один маршрут, при этом я не прибавил деньги, перечисляемые за перевозку льготников!  

Это еще не всё. Теперь представим, что все автобусы постоянно ездят полные и сложим их пассажировместимости(85 человек у больших и 65 – у МАЗов) и снова умножим их на количество(15 штук). Получим: 150х15=2 250. Поделим это на пассажировместимость троллейбуса – 2 250/125. В результате получим 20 машин. А загруженность  автобусов не превышает, зачастую, 70%. Максимум, в который я вообще поверю – 90%. То есть 15-18 троллейбусами можно перевезти всех пассажиров на маршруте. Не забудьте про сумму в 164 миллиона рублей – сейчас пришло её время!  

164 млн руб. делим на 18 машин – получаем 9,1 миллионов рублей! А затраты суммарные, как мы помним, не превышают 3,5 миллионов, то есть он не просто себя окупит, а будет очень и очень прибыльным! При этом не забывайте, что ещё есть дотации за перевозку льготников! 

Неправда-ли, поразительно? А почему же до сих пор на линии нет этих машин? Хотя бы потому, что их нет в депо, машины ожидаются только весной... И то, какие и сколько – пока выясняется. Как только будут машины – можно будет без вреда для жителей отменить 31 маршрут автобуса. И это я на ваших глазах сейчас посчитал только «пятёрку»! А есть ещё «четвёрка», «тройка»… Вы представляете, сколько денег заработало бы ТТУ? А если оставив, часть маршрутов, перенести их, то прибыль ТТУ увеличится ещё сильнее...", - сообщает таганрожец.

Напомним, по словам главы администрации Лисицкого, чтобы в полную силу работало трамвайно-троллейбусное движение по маршрутам, необходимо минимум 54 их транспортные единицы. Сейчас в рабочем состоянии только 34. 

Увеличит ли появление дополнительного транспорта доходы ТТУ? Снимут ли маршрутки с линии, чтобы пустить туда троллейбусы и трамваи? Увидим похоже весной, если к тому времени приедут в Таганрог списанные из Москвы троллейбусы и трамваи.

Д. Проскуренко

Ранее мы сообщали, что директор ТТУ Таганрога поедет в Москву просить старые трамваи и троллейбусы. В конце октября директор ТТУ Таганрога Владимир Черепанов поедет в Москву, для переговоров о безвозмездной передаче Таганрогу 15 троллейбусов и 15 трамваев.



Новости на Блoкнoт-Таганрог
Организации: ТТУОрганизации: Блокнот-ТаганрогОрганизации: троллейбус
3
0