Культура,
сегодня, 08:54
Рецензия на сериал «Таганрог»: подлинная история таганрогского подполья восстановлена

Фото: Триикс Медиа
Читайте также:
- В таганрогские школы вернутся оценки за поведение (вчера, 18:00)
- Давайте вспомним наших героических предков, таганрожцы и гости города! (вчера, 15:00)
- Провинциальный ампир Таганрога: прогулка по микрорайону на улице Седова (23.04.2025 10:30)
"Там не было предателей".
Мы посмотрели предпремьерный показ фильма. Сразу скажу, что это не сериал в том понимании, как зарекомендовал себя этот жанр. Это многосерийный фильм - по формату, по темпу развития истории, наполненности и концентрации эпизодов, по камертону "верю/не верю".
Моя оценка: к просмотру обязательно.
После работы на множестве кинофестивалей, имея огромную насмотренность, заметила к концу первой серии "Таганрога", что у меня периодически отключается фоновый чекинг, и я слежу за киноисторией как просто зритель. В эти минуты я переставала оценивать драматургические акценты, уместность музыкального сопровождения, натуральность игры. Потому что всё это достойно. Даже к костюмерам и гримёрам нет претензий, что отмечаю не часто.
Если изредка мелькали небольшие огрехи вроде скованности актрисы массовых сцен или гипетрофированных сосков Веры Стрепетовой, это хотелось тут же простить. Разве что вопрос к цветокоррекции - задраны некоторые параметры.
Режиссёрская постановка опытнейшего Арменака Назикяна и работа актёров - качественные. Операторская съёмка не отвлекает - ничего не упущено, но нет навязчивых приёмов. Монтаж хороший. Кастинг замечательный - герои без сомнений воспринимаются так, будто варианты не допустимы.
Они перешагнули через страх

Почему фильм получился берущим за нерв? Потому что вся группа не отрабатывала съёмочные часы, а отдавала дань тем девушкам и парням, о которых они делали кино. У Арменака Назикяна на минуту сбилось дыхание, когда он на встрече высказал мысль, которую очень хочет донести до всех.
Режиссёр сказал: "Я преклоняюсь перед мужеством тех ребят, которые нашли в себе силы побороть страх. Я думаю, им всем было очень страшно, а они смогли перешагнуть через себя и шагнули в бессмертие. Не у всех это получилось. Под пытками они не выдержали - они были детьми, когда им рубили конечности, когда с них живых сдирали кожу. Большинство только стонали и кричали. А кто не выдержал, я их не могу осуждать. Они не были провокаторами. И сначала принесли много пользы Родине".
Почему не по Гофману?
Продюсеры и режиссёр собрали команду, которая не признаёт плакатные, "датские" проекты. Они просто рассказали о жизни, пристально рассмотрели эпизод истории. Для Назикяна те люди - не исторические фигуры, а земляки, предки, которых он чувствует. И он передал их культурный код актёрам, объяснив - чем дышали те люди, о чём мечтали, почему боролись.
Не выглядят шаблонными и отрицательные герои - солдаты Германии, полицаи.

Конечно, это художественное кино. В нём есть вымысел. Например, главный герой, которого играет Денис Донской, - единственный сочинённый персонаж, обобщение молодого советского офицера того времени. Но фактологию не просто соблюдали, её восстанавливали. Об этом позаботились сценаристы, Мария Ошмянская и Александр Иванов, которых консультировал, в том числе, сотрудник Южного федерального университета (ЮФУ) Виталий Лапшичёв.
В основе сценария - документы, выявленные экспертами в рамках проекта "Без срока давности". Историк-консультант Лапшичёв рассказал: изучили примерно 400 больших дел, работали с Марией и Александром круглосуточно, многое удалось вернуть к исторической правде.
И это ответ: почему нельзя было экранизировать советскую книгу Генриха Гофмана "Герои Таганрога". В ней много, мягко говоря, неточностей. Просто автор в то время был плохо осведомлён в силу обстоятельств. Теперь факты и детали рассекречены, найдены, добыты. Поимённо названы полицаи из числа местных жителей. А главный персонаж со стороны немцев Брандт оказался не Вилли, а Бруно.
Дополнительный нюанс привнёс в фильм актёр Алексей Красноцветов, сыгравший Бруно Брандта. Он изучил биографию немца, выяснил, что тот избежал наказания после окончания Второй мировой войны, жил в Австрии, владел там фабрикой по производству марципана и кондитерской. И актёр придумал, а режиссёр принял деталь: на протяжении восьми серий нацист Брандт ест марципан - скажем, расстреливает человека, а потом невозмутимо разворачивает конфетку с марципаном. Это раскрывает характер сильней трафаретных гримас или истерик.
Морозовцы и не только
"Наверное, и моего дедушку покажете", - обратилась к режиссёру во время съёмок жительница Таганрога. Это была внучка или правнучка Анатолия Толстова, героического подпольщика, его команда была самой дерзкой.
Но её нет в многосерийном фильме "Таганрог". Назикян пояснил: подпольщиков в городе было около 500, несколько групп; в формат нашего фильма все события не вписались, мы сосредоточились на "морозовцах". Но это кино посвящено всем таганрогским героям той войны - участникам видимого и невидимого фронта.

"Сынок, на этом языке не говори"
Фильм состоит будто из флешбэка с короткими вкраплениями современности. Зритель увидит сцены из СВО в ДНР, мирную жизнь Таганрога сегодняшнего дня. А обнаруженные в нашем времени предметы будут уводить на подробные рассказы о периоде 1941-1943 гг.
Авторы не смакуют физиологические тяжёлые кадры. Но у зрителя будут причины и поводы прослезиться, затаить дыхание, проклясть извергов, шепнуть: быстрей, быстрей!..
Да, мы уже видели в кино сцены, когда еврейских детишек матери выталкивают в неизвестность из колонны, уводимой на расстрел, а русские соседи подхватывают и прячут малышей. Есть такой тревожно-драматический эпизод и в фильме "Таганрог". Женщина увела кудрявого мальчугана к себе домой. Малыш спрашивал, куда пошла его мама. А женщина просила: ты больше не говори на этом языке, ни на каком не говори, а мы скажем, что немой. И через минуту позвала его: "Сынок!"
Мила Мишустина
Ранее мы сообщали:
Мы посмотрели предпремьерный показ фильма. Сразу скажу, что это не сериал в том понимании, как зарекомендовал себя этот жанр. Это многосерийный фильм - по формату, по темпу развития истории, наполненности и концентрации эпизодов, по камертону "верю/не верю".
Моя оценка: к просмотру обязательно.
После работы на множестве кинофестивалей, имея огромную насмотренность, заметила к концу первой серии "Таганрога", что у меня периодически отключается фоновый чекинг, и я слежу за киноисторией как просто зритель. В эти минуты я переставала оценивать драматургические акценты, уместность музыкального сопровождения, натуральность игры. Потому что всё это достойно. Даже к костюмерам и гримёрам нет претензий, что отмечаю не часто.
Если изредка мелькали небольшие огрехи вроде скованности актрисы массовых сцен или гипетрофированных сосков Веры Стрепетовой, это хотелось тут же простить. Разве что вопрос к цветокоррекции - задраны некоторые параметры.
Режиссёрская постановка опытнейшего Арменака Назикяна и работа актёров - качественные. Операторская съёмка не отвлекает - ничего не упущено, но нет навязчивых приёмов. Монтаж хороший. Кастинг замечательный - герои без сомнений воспринимаются так, будто варианты не допустимы.
Они перешагнули через страх

Почему фильм получился берущим за нерв? Потому что вся группа не отрабатывала съёмочные часы, а отдавала дань тем девушкам и парням, о которых они делали кино. У Арменака Назикяна на минуту сбилось дыхание, когда он на встрече высказал мысль, которую очень хочет донести до всех.
Режиссёр сказал: "Я преклоняюсь перед мужеством тех ребят, которые нашли в себе силы побороть страх. Я думаю, им всем было очень страшно, а они смогли перешагнуть через себя и шагнули в бессмертие. Не у всех это получилось. Под пытками они не выдержали - они были детьми, когда им рубили конечности, когда с них живых сдирали кожу. Большинство только стонали и кричали. А кто не выдержал, я их не могу осуждать. Они не были провокаторами. И сначала принесли много пользы Родине".
Почему не по Гофману?
Продюсеры и режиссёр собрали команду, которая не признаёт плакатные, "датские" проекты. Они просто рассказали о жизни, пристально рассмотрели эпизод истории. Для Назикяна те люди - не исторические фигуры, а земляки, предки, которых он чувствует. И он передал их культурный код актёрам, объяснив - чем дышали те люди, о чём мечтали, почему боролись.
Не выглядят шаблонными и отрицательные герои - солдаты Германии, полицаи.

Конечно, это художественное кино. В нём есть вымысел. Например, главный герой, которого играет Денис Донской, - единственный сочинённый персонаж, обобщение молодого советского офицера того времени. Но фактологию не просто соблюдали, её восстанавливали. Об этом позаботились сценаристы, Мария Ошмянская и Александр Иванов, которых консультировал, в том числе, сотрудник Южного федерального университета (ЮФУ) Виталий Лапшичёв.
В основе сценария - документы, выявленные экспертами в рамках проекта "Без срока давности". Историк-консультант Лапшичёв рассказал: изучили примерно 400 больших дел, работали с Марией и Александром круглосуточно, многое удалось вернуть к исторической правде.
И это ответ: почему нельзя было экранизировать советскую книгу Генриха Гофмана "Герои Таганрога". В ней много, мягко говоря, неточностей. Просто автор в то время был плохо осведомлён в силу обстоятельств. Теперь факты и детали рассекречены, найдены, добыты. Поимённо названы полицаи из числа местных жителей. А главный персонаж со стороны немцев Брандт оказался не Вилли, а Бруно.
Дополнительный нюанс привнёс в фильм актёр Алексей Красноцветов, сыгравший Бруно Брандта. Он изучил биографию немца, выяснил, что тот избежал наказания после окончания Второй мировой войны, жил в Австрии, владел там фабрикой по производству марципана и кондитерской. И актёр придумал, а режиссёр принял деталь: на протяжении восьми серий нацист Брандт ест марципан - скажем, расстреливает человека, а потом невозмутимо разворачивает конфетку с марципаном. Это раскрывает характер сильней трафаретных гримас или истерик.
Морозовцы и не только
"Наверное, и моего дедушку покажете", - обратилась к режиссёру во время съёмок жительница Таганрога. Это была внучка или правнучка Анатолия Толстова, героического подпольщика, его команда была самой дерзкой.
Но её нет в многосерийном фильме "Таганрог". Назикян пояснил: подпольщиков в городе было около 500, несколько групп; в формат нашего фильма все события не вписались, мы сосредоточились на "морозовцах". Но это кино посвящено всем таганрогским героям той войны - участникам видимого и невидимого фронта.

"Сынок, на этом языке не говори"
Фильм состоит будто из флешбэка с короткими вкраплениями современности. Зритель увидит сцены из СВО в ДНР, мирную жизнь Таганрога сегодняшнего дня. А обнаруженные в нашем времени предметы будут уводить на подробные рассказы о периоде 1941-1943 гг.
Авторы не смакуют физиологические тяжёлые кадры. Но у зрителя будут причины и поводы прослезиться, затаить дыхание, проклясть извергов, шепнуть: быстрей, быстрей!..
Да, мы уже видели в кино сцены, когда еврейских детишек матери выталкивают в неизвестность из колонны, уводимой на расстрел, а русские соседи подхватывают и прячут малышей. Есть такой тревожно-драматический эпизод и в фильме "Таганрог". Женщина увела кудрявого мальчугана к себе домой. Малыш спрашивал, куда пошла его мама. А женщина просила: ты больше не говори на этом языке, ни на каком не говори, а мы скажем, что немой. И через минуту позвала его: "Сынок!"
Мила Мишустина
Ранее мы сообщали: