Как выглядит экономика Таганрога в конце 2025 года? Откровенный итог от тех, кто производит, продаёт и борется за кадры
фото: Блокнот Таганрог
Читайте также:
- GREENWICH-PARK ищет таланты (сегодня, 15:00)
- Талант из села Покровское: девятилетний Дима Легостаев стал суперчемпионом мира по ментальной арифметике в Дубае (сегодня, 14:03)
- В Таганроге отпраздновали 65-летие музыкального колледжа (сегодня, 14:00)
«Блокнот» продолжает подводить итоги уходящего года. Говорим об экономике с исполнительным директором Матвеево-Курганского молочного комбината Дмитрием Олеговичем Ломачевым.
Сейчас, глядя на итоги года, как бы вы описали экономический пульс нашего города и его районов? Сильнее ли он бьется в такт федеральным трендам или здесь есть своя, особая мелодия?
Если взять общими мазками и охарактеризовать экономическое состояние, в частности, нашего города и нашего региона, да, то, что проходит на федеральном уровне, в частности, касается и нашего города с вами, нашего региона. Но есть определенные локальные особенности, определенные локальные тренды. Например, в каждом регионе есть драйверы роста, в частности у нас, драйвером роста может выступать туристическая отрасль, развитие сельского хозяйства и развитие промышленности в целом.
Поэтому, если в совокупности, в Российской Федерации, например, чувствуется какой-то спад, но есть стартапы локальные, которые запускаются в определенном регионе, это показывает то, что регион может развиваться и расти дальше.
Прошедший год был полон вызовов для всей страны: санкционное давление, инфляция, изменения на рынке труда. Какие из этих «больных» вопросов федеральной экономики стали самыми чувствительными для вашего комбината и, по вашим наблюдениям, для промышленного сектора Таганрога в целом?
Конечно, все эти вызовы и проблемы, коснулись в частности и нас, и санкционное давление, например, часть какая-то материала ушла с рынка, потому что она производилась за рубежом, мы это заменяли местными производителями, также сырьевая база изменилась и это повлияло на структуру себестоимости продукции, ощутили кадровый голод, не только мы с этим столкнулись, но и в общем, если взять,город Таганрог, Ростовскую область. Мы с этим работаем и развиваем именно сотрудников, потому что сейчас основной капитал - это люди.
Как в этих условиях изменилась логистика и снабжение? Пришлось ли искать новых поставщиков сырья или комплектующих, и насколько это повлияло на себестоимость и, в конечном счете, на ценник для покупателя в нашем регионе?
Сырьевая база у нас не изменилась, потому что мы закупаем сырье у местных производителей, в частности, колхоз Колас, который находится в Матвеево-Курганском районе. Но изменилась структура себестоимости упаковки материалов, потому что часть упаковки производилась за рубежом, и мы искали местных производителей в России, и переходили на них.Это повлияло на конечную себестоимость продукции, потому что она увеличилась в большую сторону.
Вы активно работаете с новыми регионами — ДНР, ЛНР, Запорожьем и Херсонской областью. Насколько это стало спасательным кругом или, наоборот, драйвером роста в условиях не самой простой обстановки?
Это определенная точка роста. Это нам позволило зайти в новые регионы. И если нашу структуру продаж рассмотреть для нашего производства, то в новых регионах мы сейчас продаем, например, больше, чем в Ростовской области. Это связано с тем, что там меньше конкуренция с федеральными брендами.
А наше предприятие и логистически находится очень удобно, например, там от Матвеева Кургана до Донецка 100 километров, и логистически туда нам удобно возить, у нас там есть группа партнеров, и мы показали большой прирост продаж и продукция нашего предприятия очень хорошо уже известна в новых регионах.
Как администрация Ростовской области помогает бизнесу осваивать эти направления?
Администрация Ростовской области ежегодно проводит торгово-закупочные сессии два раза в год, куда приглашаются представители новых регионов, партнеры, мы там проводим переговоры, заключаем договоры-контракты и начинаем работать. Это большое подспорье, и это проходит не только на территории Ростовской области, нас приглашают, например, и в Крым, и в Херсонскую область.
На фоне работы с новыми территориями, как меняется спрос в традиционном для вас ростовском и таганрогском рынке? Чувствуется ли переток покупательской способности, изменения в предпочтениях?
Концептуально мы видим, что переток продаж у нас идет на новые территории, потому что рынок более волатильный, он не занят там. Мы, зайдя туда в конце 2022 года, заняли определенный процент рынка. И мы видим, что мы там растем. А в Ростовской области, в Таганроге у нас есть падение продаж.
А предпочтения покупателей как-то за год изменились?
Мы это анализировали, и в связи с нестабильной финансовой обстановкой средний чек у покупателя падает, мы это видим. Люди, конечно, выбирают товар не более дешевый или хуже по качеству, но не смотрят на тренд-маркетинговые мероприятия, по промо-активностям покупают. Это видим не только мы, но нам дают такую обратную связь представители сетей, которые формируют эти отчеты.
Как этот кадровый голод сказывается на предприятии? Удается найти эффективные решения?
Кадровый голод, конечно, сказался. Это связано с присоединением новых территорий, отток населения пошел на новые территории, особенно рабочих специальностей. Мы с этим столкнулись. Как мы с этим работаем? Мы увеличиваем заработную плату, у нас она выросла за последние два года примерно от 50 процентов до 100 в зависимости от специализации сотрудников. Второй момент - мы вкладываемся в персонал, в обучение персонала, потому что кадры сейчас решают многое.
Насколько в текущих экономических реалиях усложнился доступ к инвестиционным ресурсам и льготным кредитам для каких либо проектов?
Он усложнился не только для нашей компания, но и в совокупности для предприятий-промышленников Таганрога, Ростовской области. Во-первых, санкционное давление. Нас отключили от дешевых кредитов за рубежом. Плюс наши банки подняли процентную ставку, поднял Центробанк процентную ставку, и кредит сейчас стало взять намного дороже и труднее.
Но мы со своей стороны обеспечили финансовую подушку нашего предприятия и сейчас работаем на своих оборотных средствах и не обращаемся к банкам.
Какие три главных урока для таганрогского бизнеса вы бы вынесли из этого года? И, исходя из этих уроков, какой совет дали бы коллегам-промышленникам на будущий год?
Первый, это работать на будущее, прогнозировать свое производство, продажи. Постоянно анализировать рынок. Рынок меняется. Второй момент. Работать и смотреть в новые регионы. Мы логистически находимся очень удобно. Это позволяет найти новые точки продаж и идти развиваться туда.
Третий момент - это работа с кадрами. Данная ситуация показала, что кадры как на производстве, как в офисной структуре, в структуре продаж, очень сильно влияют на результат.
Поэтому посылы для предприятий Таганрога, для коллег - вкладываться в персонал, вкладываться в развитие, проводить глубокий анализ, анализировать рынок и добиваться успеха.
Если бы вам нужно было одним предложением сформулировать экономическое настроение Таганрога накануне нового года, что бы это было? «Осторожный оптимизм», «Суровая определенность» или что-то иное?
Оптимизм на следующий год, потому что все-таки мы видим реальность, видим изменения в трудовом законодательстве, в налоговом законодательстве на следующий год, поэтому мы оптимистически подходим к этому. У нас есть план развития, стратегия развития на три года, и в частности, в двадцать шестом году мы будем ее реализовать.
Вот таким оказался 2025 год в сфере экономики для Таганрога и его районов.
Татьяна Ивченко
Ранее сообщали: «Ставлю 10 баллов, несмотря ни на что»: секрет культурного иммунитета Таганрога раскрыл эксперт
Новости на Блoкнoт-Таганрог