Футуристический проект итальянца Бартини

Источник: фото с Википедии
Читайте также:
- Изуродовали: таганрожцы невзлюбили новую Пушкинскую набережную - что не так (сегодня, 16:50)
- Туалетный провал: очередное вредительство в Таганроге (вчера, 18:07)
- Коллеги поздравили ветерана-долгожителя (23.09.2025 14:00)
В первый день октября завод им. Бериева отмечает день рождения. Его архивы скрывают фантастические разработки, ведущей силой которых был итальянский таганрожец Роберто Бартини. Его мышление было настолько амбициозным, что некоторые его идеи разрывают технологические шаблоны и сегодня.
Фанаты авиации говорят, что его инсайты в области авиации опережают время и сегодня. Сегодня редакция Блокнота вспоминает об эксцентричном проекте кудесника небес — самолёте-амфибии вертикального взлёта, который попал в Советский Союз начала семидесятых из далёкого 2500 года.
События Холодной войны стали стартом разработки нового самолёта-амфибии, в который нужно было ещё и встроить функцию низколетящего над водой экраноплана. Дело в том, что в 1960 году в США разработали баллистическую ракету “Поларис”, которую планировали устанавливать на подводные лодки.
Перед Советским Союзом встала задача по защите берегов страны от западных агрессоров. Ведь атомная подлодка могла запросто проникнуть на советскую территорию, выпустить ракету, а наши военные просто не успели бы среагировать!
Узнав об опасности, Роберто Бартини предложил сразу три решения. В первую очередь нужно создать самолёт-амфибию потому что машине не нужны большие аэродромы. Чтобы радара западных субмарин не засекли самолёт, конструктор предложил создать модификацию экранолёта. Блестяще он справился и с проблемой штормов — во время высоких волн самолёт может взлетать вертикально.
В 1963 году Роберт Людвигович представил взрывной проект комиссии военно-морского флота. В нём предполагалось, сразу несколько уникальных конструкторских решений. Например, возможность надувания и убирания поплавка, схема заправки топлива в море и многое другое. Все подтверждалось расчетами, и по оценке специалистов комиссии, реализация была возможна. Более того, первые испытания машины в масштабе 1:4 показали хорошую жизнеспособность идеи.
А вот со стартом разработки начались проблемы. Из-за необычной компоновки самолёта его двигатели при определённых условиях могли поймать помпаж. Нарушали устойчивость самолёта при взлёте и посадке громоздкие поплавки, да и сложным было создание рулей для управления почти пятидесятитонной машиной.
Несмотря на все препоны этот космический корабль взлетел в июле 1972 года. Как и ожидалось на предварительных расчётах, самолёт устойчиво повёл себя на воде и в воздухе. И, если бы доработать некоторые его особенности, то машина вполне могла бы стать флагманом продукции завода им. Бериева.
Но такого события не случилось. В первую очередь из-за того, что детальная проработка узлов самолёта затянулась бы на годы. Другая весомая причина — смерть Бартини в 1974 году. Помимо мышления на грани разрыва он обладал роскошными организаторскими способностями и лично сводил специалистов из разных ОКБ. И третий феномен, который перечеркнул развитие ВВА-14 — появление менее громоздких в производстве и обслуживании самолётов ИЛ-38 и ТУ-142. Да и движков, способных на вертикальный подъём огромного самолёта с воды в семидесятые годы не предвиделось.
На сегодня судьба самолёта печальна. Его остов находится под открытым небом в авиационном музее Монино.
Денис Ковылин
Раннее сообщали Первый вертолёт придумали в Таганроге
Новости на Блoкнoт-Таганрог