Таганрожцам – об истории появления авиации на Дону
Фото: М.Е. Шалак
Читайте также:
- «Блокнот Таганрог» приглашает на работу видеооператора (24.12.2023 16:00)
- Таганрожцы стали первыми в чемпионате Ростовской области по автоспорту (24.12.2023 11:00)
- Открытие главной городской елки в Таганроге (23.12.2023 11:00)
15 июня 2025 года мы будем отмечать знаменательную дату - 100-летие Гражданской Авиации на Дону. О том, с чего всё начиналось, и какой была она, эта уникальная история нашего родного края, расскажет кандидат исторических наук, доцент кафедры специальных исторических дисциплин Института истории и международных отношений Южного Федерального Университета Максим Евгеньевич Шалак.
В продолжение статьи о становлении гражданской авиации на Дону, в которой мы взяли интервью у советника Межгосударственного авиационного комитета, пилота-инструктора, экс-командира самолёта Ту-154 Ростовского ОАО, пилота самолётов Boing 737 и Airbus 319 Евгения Маринца, сегодня познакомимся с историческими событиями, фактами и людьми прошлого века, имеющими отношение к появлению авиации на Дону.
Хроника событий
1782 – первое парение шёлкового шара с теплым воздухом (аэростата), год появления воздухоплавания как способа передвижения в воздухе.
1847 – рождение Николая Егоровича Жуковского - будущего русского учёного-механика, заложившего основы движения в водной среде (гидродинамики) и в воздушной среде (аэродинамики). Жуковский родился под Владимиром в семье образованного российского офицера, штабс-капитана, военного инженера.
Фото: Н.Е. Жуковский
«Самолет - величайшее творение разума и рук человеческих. Он не подвластен никаким авторитетам, кроме лиц, свято соблюдающих летные законы» (Н.Е. Жуковский)
Н. Е. Жуковский - русский учёный-механик, человек, который учил летать аэропланы и заложил основы гидро- и аэродинамики, отец русской авиации. Его открытия в этой области важны для всех жителей Земли, веками мечтавших подняться в воздух.
1889 – рождение Игоря Ивановича Сикорского, будущего талантливого авиаконструктора с мировым именем, открывшего эру тяжёлой авиации и ставшего основателем вертолетостроения. И. И. Сикорский родился в Киеве в семье образованных и интеллигентных медиков.
Фото: И. И. Сикорский
Игорь Сикорский - русский учёный, русский и американский авиаконструктор, философ. Человек, который предвидел путь в небо.
1900 – начало авиации в России.
1900 – первое парение Н.Е. Жуковского в корзине аэростата. Подъём произвёл на учёного-механика тягостное впечатление, поскольку этот вид передвижения был без руля и без ветрил (неуправляемый парус), и, в буквальном смысле слова, подчинялся Божьей воле, то есть, воздушным потокам. Жуковскому стало ясно, что будущее не за аэростатами, а за управляемыми летательными аппаратами тяжелее воздуха. Аэростаты же могут использоваться пока разве что в качестве увеселительного аттракциона для любителей острых ощущений. «Человек не имеет крыльев и по отношению веса своего тела к весу мускулов он в 72 раза слабее птицы... Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума» (Н.Е. Жуковский, из книги «О воздухоплавании», 1898 год).
1900 – самолётостроение начала XX века – удел людей фанатичных и смелых до безумия. Подниматься в воздух на маленьком самолёте с деревянным реечных фюзеляжем – занятие для избранных. Многочисленные аварии первых летательных аппаратов, тем не менее, не останавливали пионеров авиастроения. Игорь Сикорский лично испытывал свои планеры и несколько раз был на волоске от гибели.
1902 – Н.Е. Жуковский открыл одну из первых в мире аэродинамических труб закрытого типа для проведения различных экспериментов. До него данное устройство для изучения свойств твердых тел в аэропотоке (артиллерия) и для испытаний воздухоплавательных устройств использовали только русский военный инженер В.А. Пашкевич (1871) и К.Э. Циолковский.
1904 - в то время, 120 лет назад, под словом «флот» понимался как «морской флот», так и «воздушный флот». Хотя слово «авиация» было придумано в 1863 году французскими фотографом и романистом, но оно еще не использовалось ни в профессиональном общении, ни в социальной среде. Только в начале 20 века, когда парение в атмосфере предметов легче воздуха (воздушных шаров), или воздухоплавание, стало переходить в движение в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха (самолётов) с опорой на воздух, термин «авиация» становился все более понятным и общеупотребительным. Само слово «авиация» и в русском, и в других языках, трактуется как «теория и практика передвижения по воздуху на летательных аппаратах».
1904, 6 февраля – первый государственный шаг в направлении развития авиации. Император Всероссийский Николай Александрович Романов подписал указ об учреждении «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования». По тем временам собрали достаточно много пожертвований, хватило и на морские суда, и на летальные аппараты, и на самолеты. Купили несколько аэропланов и вложились в создание авиашкол в Гатчине и под Севастополем.
1904 – начало истории дронов в России. Сергей Алексеевич Ульянин начал заниматься вопросом дистанционного управления летательными аппаратами, морскими кораблями и наземными экипажами.
Фото: С. А. Ульянин
Сергей Алексеевич Ульянин - русский авиаконструктор, воздухоплаватель, военный лётчик, инициатор практического применения аэрофотосъёмки в военном деле, создатель конструкции оригинального разборного самолёта.
1904-1908 – период, за который Комитет организовал первые с момента своего создания в России школы военного воздухоплавания (в Севастополе и Гатчине) и закупил за границей 90 аэропланов. Всё это было сделано на добровольные пожертвования граждан.
1906 – из суммы, собранной «Особым комитетом» на добровольные пожертвования граждан, около 2 млн руб. ушло на закупку аэропланов и создание авиашкол под Севастополем и Гатчине. По тем временам это была значительная сумма.
1909 - при Комитете был открыт отдел военно-воздушного флота.
1910 - была полностью сформирована Гатчинская авиашкола, которая дала России целый перечень блестящих лётчиков-асов и организаторов авиационного дела.
1910, 23 мая - первый полёт самолета русской постройки.
Фото: самолет А.С. Кудашева
Биплан преподавателя Киевского Политехнического института князя Александра Сергеевича Кудашева – первый самолет русской постройки, взлетевший в воздух 23 мая 1910 года.
1910, 3 июня – Игорь Сикорский впервые поднялся в воздух на самолёте БиС-2 (С-2), но настоящий успех пришёл позже, когда в небо взмыла пятая модификация самолёта Сикорского (С-5). Тяжёлая работа не прошла даром. На своём биплане Сикорский сдал экзамен на звание пилота, установил четыре всероссийских рекорда, совершил показательные полеты и даже катал пассажиров.
1911, сентябрь - на военных манёврах Сикорский продемонстрировал превосходство своего самолета над машинами иностранных марок. Надо понимать, что в это время Игорь Сикорский был 22-летним недоучившимся студентом.
1911, 10 октября – организатор Донской авиации, в последующем, командир 7-го авиадивизиона Донской армии, полковник В.Г. Баранов оканчивает Гатчинскую авиашколу. В 1920 году он станет организатором и начальником авиации Донской армии. Именно он в своей службе приложил максимум усилий для собирания и сохранения авиационного имущества своего фронта и записи происходящих событий донской авиации.
Фото: В.Г. Баранов, май 1919
1914 март – 1915 июль – служба в составе воздухоплавательной роты
1914 октябрь – штабс-капитан
1917 апрель - капитан
1917 сентябрь - подполковник
1918 сентябрь – в Донской армии, ВС Юга России (ВСЮР)
1918 декабрь – полковник Донской армии
1919 март – командир Донского самолетного дивизиона Донской армии
1920 март - начальник авиации Донской армии
1911, 26 октября – российский император Николай II принимал в Ливадийском дворце пилотов-авиаторов. Это были первые выпускники первой в России авиационной школы, начавшей свою работу годом ранее в Севастополе.
Фото: Император и Великий князь Севастополь
Великий Князь Александр Михайлович (слева) представляет Государю Императору офицеров Севастопольской Авиационной школы, октябрь 1911 года.
Фото: Знак об окончании Офицерской воздухоплавательной школы, 1912 год
1912, 24 февраля - состоялся первый полёт экспериментального двухмоторного самолёта «Луцкой-2». Особенностью его конструкции было широкое использование алюминиевых сплавов, что для авиации тех времен было новинкой. Российский инженер-изобретатель Борис Луцкой решил создать летающую машину с максимальным использованием одного из самых легких металлов - алюминия.
Фото: самолета «Луцкой-2»
Год выпуска - 1912
Двигатель Argus - мощность: 2 х 100 л.с.
Длина самолета = 11 м
Размах крыла = 14 м
Масса топлива и масла = 90 кг
Масса полной нагрузки = 250 кг
Скорость максимальная у земли = 160 км/ч
Фото: Летчик Гирт и Борис Луцкой у самолёта «Луцкой-2».
1912, 1 августа – Баранов Вячеслав Григорьевич, один из будущих организаторов Донской авиации, выдержал экзамен на звание военного летчика на аппарате «Фарман-7».
Фото: Фарман VII №16
Фарман VII №16 из 2-го отряда Авиационного батальона Офицерской Воздухоплавательной Школы (ОВШ), Гатчина 1912–1913 гг. Баранов В. Г. – второй справа.
1912, 12 августа - указом императора Николая II в стране был сформирован штат Воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Согласно указу, все вопросы организации военной авиации были сосредоточены в Воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба как Высшего органа оперативно-стратегического управления Русской Императорской Армии. С тех пор, 12 августа является днем авиации России. Это отправная точка в истории российской авиации - военно-воздушных сил и гражданского воздушного флота государства.
1912, 15 октября – И.С. Стрельников произведён в поручики. Иван Степанович - один из будущих организаторов Донской авиации, товарищ, сослуживец и верный друг Баранова Вячеслава Григорьевича.
Фото: И.С. Стрельников
Иван Степанович Стрельников - русский лётчик, герой Первой мировой войны. Участник Белого движения, генерал-майор (1920). В Гражданскую войну участвовал в Белом движении на Юге России. С мая 1918 года служил в Донской армии, стал одним из создателей Донской авиации. Был командиром 1-го самолётного дивизиона. В 1919 году был назначен помощником начальника Авиационного отдела по оперативной части, в каковой должности оставался до 26 апреля 1920 года. Произведён в генерал-майоры 29 марта 1920 года.
1912 – решительное время и решительный год, когда на основе структур Российского императорского военного воздушного флота, русских военных лётчиков и офицеров на Юге России, в том числе, была сформирована авиация на Дону. Это означает, что появились первые постоянные стационарные авиационные структуры - аэродромы, ангары, самолёты, связь, коммуникации, и самое главное - офицерский лётный состав и технический персонал, способные эксплуатировать воздушные суда, и не только в условиях военных действий. Понятно, что весь русский гражданский воздушный флот (далее - ГВФ) вырос из русской военной авиации - технически, технологически, структурно и кадровым составом. Последующие 70 лет, до 1992 года, ГВФ практически был структурой военно-воздушных сил страны.
Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».
Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.
Ирина Кузнецова
Ранее сообщалось: Таганрогу – о становлении гражданской авиации на Дону