Ростовская область и Крым уже как три года вместе
Ростовская область быстро установила взаимодействие с воссоединенным с Россией Крымом.
А в середине прошлого года благодаря включению Крыма и Севастополя в состав Южного федерального округа полуостров стал ближе к донскому региону и в политико-административном смысле.
Эффективное сотрудничество Ростовской области с Крымом началось в первые же месяцы после присоединения полуострова к России и сразу же вышло за рамки протокольного обмена делегациями чиновников и бизнесменов. В 2014 году Ростовская область вошла в число 16 субъектов федерации, которые взяли шефство над муниципальными образованиями Крыма, причем ей достался один из самых сложных районов – Красногвардейский, не имеющий выхода к морю и испытывающий серьезные проблемы с инфраструктурой.
Уже по итогам 2014 года объем помощи Ростовской области Красногвардейскому району составил почти 200 млн рублей. Эти средства были направлены прежде всего на обеспечение работы объектов ЖКХ и благоустройство территорий, ремонт образовательных и социальных учреждений, закупку семян и топлива для проведения уборки урожая и сева озимых. Кроме того, специалисты из Ростовской области приняли участие во вхождении Крыма в российское правовое поле, разработав пакеты документов градостроительной документации для Красногвардейского района.
– Мы возлагаем серьезные надежды на крымское направление. Между Ростовской областью и Республикой Крым уже действует соглашение о сотрудничестве, аналогичный документ готовится к подписанию с Севастополем, – заявил уже через год после воссоединения полуострова губернатор Василий Голубев.
Торговля и энергетика
Первым основным шагом донского бизнеса на крымском направлении еще в 2014 году стало решение ростовской торговой сети открыть свои магазины на полуострове, причем оно было принято задолго до того, как в Крым собрались другие отечественные продуктовые операторы (которые не спешили туда прежде всего из-за опасения западных санкций). Вхождение «Ассорти» в Крым состоялось в тот момент, когда в местной рознице присутствовали еще главным образом украинские товары, зачастую поставляемые контрабандой. Эксперимент оказался удачным: в середине прошлого года стало известно, что сеть намерена расширить свое присутствие в Крыму до 600 торговых точек. На тот момент была представлена в Крыму 350 магазинами у дома и 20 супермаркетами. Стоимость вложений в одну торговую точку в среднем оценивалась в 2 млн руб.
Ответным ходом стало открытие четырех операционных офисов зарегистрированного в Крыму Российского национальный коммерческого банка в городах Ростовской области – Ростове-на-Дону, Таганроге, Донецке и Новошахтинске. Это событие состоялось в апреле 2015 года и стало первым случаем, когда банк вышел за пределы полуострова.
Считается, что среди российских регионов основным бенефициаром воссоединения Крыма с РФ стал Краснодарский край, однако Ростовская область также получила от этого немалые выгоды, по сути став в дополнение к «воротам Кавказа» и «воротами Крыма». Практически все крупные инвестпроекты, реализуемые в Крыму, имеют отношение к Ростовской области. Наиболее очевидный пример – энергетика.
Всего через несколько дней после того, как в ноябре 2015 года украинские радикалы организовали блэкаут Крыма, подорвав опоры линий электропередач в Херсонской области, поставку электроэнергии на полуостров по энергомосту через Керченский пролив начала Ростовская АЭС. Собственно, это был единственный на тот момент приемлемый вариант решения проблемы, поскольку Краснодарский край является хронически энергодефицитным и сам получает электричество из соседних регионов. На декабрь текущего года планируется завершение строительства Таманской линии электропередач, которая должна обеспечить передачи мощности в энергосистему Крыма из энергосистемы юга России; 160 км этой ЛЭП пройдет по территории Ростовской области. Одновременно предусмотрено включение в работу энергоблока № 4 Ростовской АЭС мощностью 1070 МВт с новыми воздушными линиями 500 кВт.
Дороги: Ростовская область как «ворота Крыма»
Более отдаленная задача – развитие транспортной инфраструктуры, связывающей Ростовскую область и Крым. Еще в середине 2015 года, выступая в Совете Федерации, Василий Голубев вновь поставил вопрос об актуальности строительства глубокого обхода Аксая с выходом на магистраль М4 – теперь уже в крымском контексте.
– Если мы хотим обеспечить транспортную доступность на юге страны, в том числе и в Республику Крым, то эта дорога принципиально важна, – заявил губернатор Ростовской области.
В дальнейшем этот проект получил поддержку президента и правительства, но его реализация пока сдвигается на следующее десятилетие. Как сообщил в ноябре прошлого года в ходе визита в Ростов-на-Дону министр транспорта РФ Максим Соколов, восточный обход Аксая может быть построен лишь к 2025 году в рамках реализации второго этапа федеральной программы «Безопасные и качественные дороги». Появление этой дороги должно способствовать развитию транзитного туристического потенциала Ростовской области, о котором говорится уже довольно давно.
Еще одна принципиальная задача на перспективу – восстановление морского пассажирского сообщения между Ростовской областью и Крымом.
Многие еще помнят, что в советские времена из Таганрога в Керчь ходила «комета» и цена этого удовольствия составляла всего 13 рублей, но уже много лет морской вокзал Таганрога пребывает в заброшенном состоянии.
– Пассажирские перевозки в Крым по реке и морю надо возобновить, сделав регулярными. В этом есть потребность не только у жителей донского края, но и всего юга России, а также у всех приезжающих в Ростов как порт пяти морей, – сказал Василий Голубев в своем выступлении двухлетней давности в сенате.
Однако пока что единственный способ добраться из Ростова в Крым напрямую – это регулярные авиарейсы в Симферополь.
Новости на Блoкнoт-Таганрог