Краеведческий музей,
08.05.2023 10:00
По следам истории: 165 лет назад в Таганроге родился…
Фото: yavarda.ru, Николай Павлович Чехов
Читайте также:
- В библиотеке им. А.П. Чехова торжественно поздравили ветеранов Великой Отечественной войны (06.05.2023 11:15)
- По следам истории: К. В. Киреева - актриса таганрогского театра им А.П. Чехова (03.05.2023 15:40)
- В Таганроге неизвестные испортили постамент памятника Чехову (29.04.2023 13:00)
На фотографии изображён Николай Павлович Чехов - старший брат Антона Павловича. Он был вторым ребенком в семье Павла Егоровича и Евгении Яковлевны и родился в Таганроге 165 лет назад, в мае 1858 года. По воспоминаниям близких родственников и однокашников, с детства любил рисовать. Рисовал постоянно, на чём придется и всем, что было под рукой. Но о том, что Николай был профессиональным художником, знают немногие. Ранняя смерть не дала раскрыться его дарованию в полную силу. Тем не менее, он оставил интересное и разнообразное наследие.
Закончив 5 классов Таганрогской гимназии в 1875 году, Николай уезжает в Москву и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, выдержав большой конкурс (112 претендентов на 11 мест). Там он учился одновременно с И. И. Левитаном, Ф. И. Шехтелем, К.А. Коровиным. Обучаясь в Московском училище с 1875 по 1883 год, Николай так и не окончил его.
В конце 1870-х - начале 1880-х Николаем были созданы наиболее значительные работы, в том числе и «Молодая вдова на могиле мужа». Это первая работа, приобретённая у художника в феврале 1879 г. на ученической выставке Московского училища живописи ваяния и зодчества. Известием о радостном событии в письме к А.П. Чехову от 25 февраля 1879 году делился отец семейства Павел Егорович: «У Коли купил картину «Вдовушка» г. Кувшинов за 100 руб. на выставке, это первый его труд интересный и для нас приятен, много он доставал бы, если побольше было прилежания. В Москве чрезвычайные развлечения, так что некогда и заниматься, а учение тормозится…»
Закончив 5 классов Таганрогской гимназии в 1875 году, Николай уезжает в Москву и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, выдержав большой конкурс (112 претендентов на 11 мест). Там он учился одновременно с И. И. Левитаном, Ф. И. Шехтелем, К.А. Коровиным. Обучаясь в Московском училище с 1875 по 1883 год, Николай так и не окончил его.
В конце 1870-х - начале 1880-х Николаем были созданы наиболее значительные работы, в том числе и «Молодая вдова на могиле мужа». Это первая работа, приобретённая у художника в феврале 1879 г. на ученической выставке Московского училища живописи ваяния и зодчества. Известием о радостном событии в письме к А.П. Чехову от 25 февраля 1879 году делился отец семейства Павел Егорович: «У Коли купил картину «Вдовушка» г. Кувшинов за 100 руб. на выставке, это первый его труд интересный и для нас приятен, много он доставал бы, если побольше было прилежания. В Москве чрезвычайные развлечения, так что некогда и заниматься, а учение тормозится…»
Фото: flomaster.club, Н.П. Чехов «Молодая вдова на могиле мужа», 1878 год
Бедность, нищета, отсутствие тёплых вещей в зимнее время сказались на здоровье Николая Павловича. Он потерял зрение и был отчислен из училища. Когда зрение восстановилось, Николай подает прошение о возвращении в училище.
Николай Чехов — первый иллюстратор произведений брата Антона. Подтверждением этому является хранящийся в архиве Государственного литературного музея первый не вышедший в свет сборник «Шалость», иллюстрации к произведениям «Зелёная коса», «Кривое зеркало», «Шведская спичка», «Свадебный сезон», им же оформлена обложка книги А.П. Чехова «Невинные речи».
Николай иллюстрировал и первое опубликованное произведение Антона — «Письмо донского помещика Степана Владимировича N к учёному соседу». Вместе с Ф. И. Шехтелем расписывал иконостасы московских церквей и Храм Христа Спасителя.
Бедность, нищета, отсутствие тёплых вещей в зимнее время сказались на здоровье Николая Павловича. Он потерял зрение и был отчислен из училища. Когда зрение восстановилось, Николай подает прошение о возвращении в училище.
Николай Чехов — первый иллюстратор произведений брата Антона. Подтверждением этому является хранящийся в архиве Государственного литературного музея первый не вышедший в свет сборник «Шалость», иллюстрации к произведениям «Зелёная коса», «Кривое зеркало», «Шведская спичка», «Свадебный сезон», им же оформлена обложка книги А.П. Чехова «Невинные речи».
Николай иллюстрировал и первое опубликованное произведение Антона — «Письмо донского помещика Степана Владимировича N к учёному соседу». Вместе с Ф. И. Шехтелем расписывал иконостасы московских церквей и Храм Христа Спасителя.
Его работы хранятся в музеях Антона Павловича в Москве, Мелихове, Ялте. В собрании Таганрогского художественного музея представлена работа Николая Павловича «Крестьянский мальчик». Долгое время картина находилась в частном собрании у потомков известного московского коллекционера Феликса Евгеньевича Вишневского, и именно тогда она приобрела своё второе название - «Ванька Жуков».
Изображенного на таганрогском портрете до сих пор называют Ванькой и ассоциируют его с героем известного чеховского рассказа. Никого не смущает, что знаменитый рассказ Чехова «Ванька» появился на свет только спустя пять лет после написания этого детского образа. На картине изображён невеселый крестьянский мальчуган лет семи. За еще детскими чертами проглядывает уже сложившийся характер маленького человека. Произведение лишено деталей, все внимание сосредоточено на детском портрете. Свободной, уверенной кистью художник живописует лицо своего героя: поджатый рот, «упрямый» подбородок, решительно вздернутый курносый нос, грустные задумчивые глаза. Особую выразительность придают облику мальчика непослушные золотистые пряди волос, выбивающиеся из-под надвинутого на лоб взрослого картуза.
Фото: ar.culture.ru, Н.П. Чехов «Крестьянский мальчик», 1881 год
В своих работах «Портрет старика» и «Портрет девочки» Николай ещё раз проявляет себя как замечательный портретист. Им было написано и несколько портретов Антона Павловича Чехова.
Фото: ar.culture.ru, Н.П. Чехов «Портрет старика»
В своих работах «Портрет старика» и «Портрет девочки» Николай ещё раз проявляет себя как замечательный портретист. Им было написано и несколько портретов Антона Павловича Чехова.
Фото: ar.culture.ru, Н.П. Чехов «Портрет старика»
Фото: ar.culture.ru, Н.П. Чехов «Портрет девочки»
Среди работ Николая Павловича есть и пейзажи, и натюрморты. Работал он и в качестве декоратора, выполнял художественные работы для фантастического театра М.В. Лентовского. Совместно с Левитаном, Коровиным, Симовым писал декорации для опер «Фауст», «Русалка». Есть у Николая и жанровые работы, и акварели, графика. По просьбе Левитана вписал женскую фигуру в его работу «Осенний день. Сокольники». Работу приобрел для своего собрания П. М. Третьяков. Сейчас она выставлена в Третьяковской галерее в зале И. И. Левитана.
Среди работ Николая Павловича есть и пейзажи, и натюрморты. Работал он и в качестве декоратора, выполнял художественные работы для фантастического театра М.В. Лентовского. Совместно с Левитаном, Коровиным, Симовым писал декорации для опер «Фауст», «Русалка». Есть у Николая и жанровые работы, и акварели, графика. По просьбе Левитана вписал женскую фигуру в его работу «Осенний день. Сокольники». Работу приобрел для своего собрания П. М. Третьяков. Сейчас она выставлена в Третьяковской галерее в зале И. И. Левитана.
Фото: ar.culture.ru, «Осенний день. Сокольники»
Николай Чехов был и превосходным музыкантом, хотя музыкальное образование получил как все дети Чеховы в виде домашних уроков, когда семья жила еще в Таганроге и имела достаток.
Фото: liveinternet.ru, А.П. Чехов со своим старшим братом НиколаемНиколай Чехов был и превосходным музыкантом, хотя музыкальное образование получил как все дети Чеховы в виде домашних уроков, когда семья жила еще в Таганроге и имела достаток.
У Антона Павловича, как известно, было два старших брата - Александр - старше на пять лет, и Николай - старше Антона на два года. Интересно, что Антон довольно рано, не смотря на возраст, занял доминирующее положение среди братьев и любопытны письма, где он пытается их воспитывать. К слову, Николай пил до потери человеческого облика и пьянство его носило перманентный характер. Он влезал в долги, совершал поступки, за которые приходилось краснеть Антону Павловичу.
Фото: братья Антон и Николай Чеховы, Москва 1881-1882 гг.
Антон Павлович писал Николаю: «По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, поделяешься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, не злопамятен, доверчив… Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. <…> На земле один художник приходится только на 2 000 000… <…> Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это — твоя крайняя невоспитанность. <…> Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнского погреба, на подачках. Победить её трудно, ужасно трудно! Воспитанные люди, по-моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: 1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… <…> 2) <…> Они ночей не спят, чтобы <…> платить за братьев-студентов, одевать мать… 3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. <…> Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. <…> Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать… хотя бы Тургенева, которого ты не читал. <…> 30 лет скоро! Пора! Жду. Мы все ждем…»
К сожалению, нравоучения не помогли. Пить Николай не бросил, катился всё ниже и ниже... Умер в возрасте 31 года от туберкулёза в имении Лука Харьковской губернии у друзей Чеховых - Линтварёвых, на руках у братьев, там и похоронен.
О последних днях жизни Николая Чехова можно судить из письма его брата Александра к отцу Павлу Егоровичу: «Подъезжая к усадьбе, я встретил на дворе Антона, затем на крыльцо вышли Маша, Ваня и Миша. В сенях нас встретила Мама и стала целовать внуков. „Ты был у Николая?“ — спросил меня Иван. <...> Я вошел в комнату и увидел, что вместо прежнего Николая лежит скелет. Исхудал он ужасно. Щеки впали, глаза ввалились и блестели. <...> До последней минуты он не знал, что у него чахотка. Антон скрывал это от него, и он думал, что у него только тиф. <...> Когда я его переносил с постели на горшок, я постоянно боялся, как бы нечаянно не сломать ему ноги. <...> Наутро ему стало будто бы легче. <...> Я в это время сходил на реку ловить раков и не для раков, а для того, чтобы набраться сил для будущей ночи. <...> За ужином я сказал, что дай Бог, чтобы Коля дожил до утра. <...> Все улеглись спать. <...> Николай был в полном разуме. Он засыпал и просыпался. В два часа ночи он захотел на двор; я хотел было перенести его на судно, но он решил еще немножко подождать и попросил меня поудобнее оправить ему подушки. <...> В три часа ночи ему стало совсем скверно: начал задыхаться от мокроты. <...> Около шести часов утра Николай стал совсем задыхаться. <...> В семь часов утра он заговорил: „Александр, подыми меня. Ты спишь?“ <...> Я приподнял его, он сел, захотел откашляться, но не мог. <...> Коля умер у меня на руках...»
«Хороший, сильный, русский талант…» - так отзывался Антон Павлович о своём брате Николае.
Ирина Кузнецова
Антон Павлович писал Николаю: «По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, поделяешься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, не злопамятен, доверчив… Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. <…> На земле один художник приходится только на 2 000 000… <…> Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это — твоя крайняя невоспитанность. <…> Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнского погреба, на подачках. Победить её трудно, ужасно трудно! Воспитанные люди, по-моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: 1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… <…> 2) <…> Они ночей не спят, чтобы <…> платить за братьев-студентов, одевать мать… 3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. <…> Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. <…> Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать… хотя бы Тургенева, которого ты не читал. <…> 30 лет скоро! Пора! Жду. Мы все ждем…»
К сожалению, нравоучения не помогли. Пить Николай не бросил, катился всё ниже и ниже... Умер в возрасте 31 года от туберкулёза в имении Лука Харьковской губернии у друзей Чеховых - Линтварёвых, на руках у братьев, там и похоронен.
О последних днях жизни Николая Чехова можно судить из письма его брата Александра к отцу Павлу Егоровичу: «Подъезжая к усадьбе, я встретил на дворе Антона, затем на крыльцо вышли Маша, Ваня и Миша. В сенях нас встретила Мама и стала целовать внуков. „Ты был у Николая?“ — спросил меня Иван. <...> Я вошел в комнату и увидел, что вместо прежнего Николая лежит скелет. Исхудал он ужасно. Щеки впали, глаза ввалились и блестели. <...> До последней минуты он не знал, что у него чахотка. Антон скрывал это от него, и он думал, что у него только тиф. <...> Когда я его переносил с постели на горшок, я постоянно боялся, как бы нечаянно не сломать ему ноги. <...> Наутро ему стало будто бы легче. <...> Я в это время сходил на реку ловить раков и не для раков, а для того, чтобы набраться сил для будущей ночи. <...> За ужином я сказал, что дай Бог, чтобы Коля дожил до утра. <...> Все улеглись спать. <...> Николай был в полном разуме. Он засыпал и просыпался. В два часа ночи он захотел на двор; я хотел было перенести его на судно, но он решил еще немножко подождать и попросил меня поудобнее оправить ему подушки. <...> В три часа ночи ему стало совсем скверно: начал задыхаться от мокроты. <...> Около шести часов утра Николай стал совсем задыхаться. <...> В семь часов утра он заговорил: „Александр, подыми меня. Ты спишь?“ <...> Я приподнял его, он сел, захотел откашляться, но не мог. <...> Коля умер у меня на руках...»
«Хороший, сильный, русский талант…» - так отзывался Антон Павлович о своём брате Николае.
Ирина Кузнецова
Ранее сообщалось, что Администрация Таганрога приведёт в порядок городские вывески до начала сентября.