Общество,
03.01.2024 12:30
Как в Таганроге появилось панно «Ленин»
Читайте также:
- Сегодня свой день рождения празднует Таджаддин Джалилович Ибрагимов (02.01.2024 12:05)
- Каким подаркам были рады таганрожцы? (02.01.2024 18:00)
- Граната как аргумент покупки сигарет в долг (01.01.2024 18:00)
В конце прошлого года мы освещали проблему: упало массивное мозаичное панно с изображением Владимира Ленина, что было установлено около проходной завода "Прибой". Неравнодушный читатель Иван Комаров не остался в стороне - он разыскал своего знакомого, художника, который занимался созданием этой работы.
В нашем распоряжении оказалась аудиозапись интервью, расшифровкой которой мы делимся с вами. Итак, рассказывает один из авторов работы, Александр Зайцев:
Все началось в 1980-ом году, когда в Сочи, в парке Ривьера, в день рождения Ильича установили масштабное панно. Художник Т. М. Джолагония, архитекторы — С. Б. Свердлов, Ю. Ф. Красовский:
В 1984 году мимо этого памятника проезжал директор завода "Прибой" Александр Иванович Дыгай. Монумент ему понравился, особенно понравилось, как выглядит он вечером в свете фар. Решено было создать в Таганроге свою версию этой работы. Для этого был собран творческий коллектив завода (в то время занятый выкладкой мозаикой заводского бассейна). Художественная мастерская завода в те годы располагалась на втором этаже, над только-только построенным бассейном.
Была собрана группа в командировку: Сочинское панно внимательно изучили, посмотрели как оно устроено. Вернулись.
Инженера-конструкторы завода рассчитали и собрали стальную конструкцию, а затем залили её бетоном. Так была создана основа для панно.
Вокруг заготовки будущего панно поставили большой шатер, обеспечили подвод теплого воздуха: таким образом, работы велись хоть и на улице (осенью и зимой), но в комфортных условиях. К 7 ноября была набрана центральная часть: "крылья" (т.е. боковые части панно) собирались позже, в январе-феврале 1985 года.
К 115-й годовщине рождения Владимира Ленина, 22 апреля 1985 года, панно установили на своем месте.
Смальту привезли из двух мест: часть смальты (матовую) выдал третий кирпичный завод Ростова-на-Дону, а за другой пришлось ехать аж в Подмосковье.
Красный, бордовый, желтый, оранжевый -- запеченные стеклянные "лепешки" привезли из Подмосковья в Таганрог на КАМаЗе.
Эскиз рисовал старший художник творческой группы Александр Парфёнов: затем нарисовали в оригинальном масштабе, 1:1, на специально склеенных листах пленки. Корректировали работу смотря с расстояния, высовываясь из окна. Разукрасили краской. После этого приступили к сборке: набирали работу частями в мастерской, а затем устанавливали на стальной каркас с бетонной подложкой.
фото из буклета завода
Каких-то специальных материалов для сборки не использовали: цемент 500-й марки, просеянный песок и клей ПВА.
А вот сзади конструкция панно была зашита стальными листами: их украли в 1990-х. Из-за этого конструкция и пришла в негодность в прошлом году: украденные листы обеспечивали несущим конструкциям защиту от агрессивного воздействия окружающей среды.
Александр Парфёнов выкладывал лоб и нос Ильича, Александр Зайченко выкладывал всю левую часть - щеку, ухо, бороду, шею.
Витя "Художник" выкладывал черный пиджак, его же идея - буквы (инициалы авторов) и цифра 85 справа внизу.
Без фамилий Александр Зайцев упоминает еще несколько человек, учувствовавших в создании панно: это Валентин, Борис, Виктор и Павел -- все они из творческого коллектива завода "Прибой". По словам Александра, у него до сих пор хранится небольшой эскиз этого панно.
Хочется верить, что труд творческого коллектива не будет забыт, а панно -- будет восстановлено.
Тем более, мастерам есть теперь у кого спросить совета: Александр по прежнему живет в Таганроге.
С. Клунный
Ранее мы сообщали: Ленин - жил, Ленин - жив, Ленин - будет жить в сердцах таганрожцев
Новости на Блoкнoт-Таганрог
В нашем распоряжении оказалась аудиозапись интервью, расшифровкой которой мы делимся с вами. Итак, рассказывает один из авторов работы, Александр Зайцев:
Все началось в 1980-ом году, когда в Сочи, в парке Ривьера, в день рождения Ильича установили масштабное панно. Художник Т. М. Джолагония, архитекторы — С. Б. Свердлов, Ю. Ф. Красовский:
В 1984 году мимо этого памятника проезжал директор завода "Прибой" Александр Иванович Дыгай. Монумент ему понравился, особенно понравилось, как выглядит он вечером в свете фар. Решено было создать в Таганроге свою версию этой работы. Для этого был собран творческий коллектив завода (в то время занятый выкладкой мозаикой заводского бассейна). Художественная мастерская завода в те годы располагалась на втором этаже, над только-только построенным бассейном.
Была собрана группа в командировку: Сочинское панно внимательно изучили, посмотрели как оно устроено. Вернулись.
Инженера-конструкторы завода рассчитали и собрали стальную конструкцию, а затем залили её бетоном. Так была создана основа для панно.
Вокруг заготовки будущего панно поставили большой шатер, обеспечили подвод теплого воздуха: таким образом, работы велись хоть и на улице (осенью и зимой), но в комфортных условиях. К 7 ноября была набрана центральная часть: "крылья" (т.е. боковые части панно) собирались позже, в январе-феврале 1985 года.
К 115-й годовщине рождения Владимира Ленина, 22 апреля 1985 года, панно установили на своем месте.
Смальту привезли из двух мест: часть смальты (матовую) выдал третий кирпичный завод Ростова-на-Дону, а за другой пришлось ехать аж в Подмосковье.
Красный, бордовый, желтый, оранжевый -- запеченные стеклянные "лепешки" привезли из Подмосковья в Таганрог на КАМаЗе.
Эскиз рисовал старший художник творческой группы Александр Парфёнов: затем нарисовали в оригинальном масштабе, 1:1, на специально склеенных листах пленки. Корректировали работу смотря с расстояния, высовываясь из окна. Разукрасили краской. После этого приступили к сборке: набирали работу частями в мастерской, а затем устанавливали на стальной каркас с бетонной подложкой.
фото из буклета завода
Каких-то специальных материалов для сборки не использовали: цемент 500-й марки, просеянный песок и клей ПВА.
А вот сзади конструкция панно была зашита стальными листами: их украли в 1990-х. Из-за этого конструкция и пришла в негодность в прошлом году: украденные листы обеспечивали несущим конструкциям защиту от агрессивного воздействия окружающей среды.
Александр Парфёнов выкладывал лоб и нос Ильича, Александр Зайченко выкладывал всю левую часть - щеку, ухо, бороду, шею.
Витя "Художник" выкладывал черный пиджак, его же идея - буквы (инициалы авторов) и цифра 85 справа внизу.
Без фамилий Александр Зайцев упоминает еще несколько человек, учувствовавших в создании панно: это Валентин, Борис, Виктор и Павел -- все они из творческого коллектива завода "Прибой". По словам Александра, у него до сих пор хранится небольшой эскиз этого панно.
Хочется верить, что труд творческого коллектива не будет забыт, а панно -- будет восстановлено.
Тем более, мастерам есть теперь у кого спросить совета: Александр по прежнему живет в Таганроге.
С. Клунный
Ранее мы сообщали: Ленин - жил, Ленин - жив, Ленин - будет жить в сердцах таганрожцев
Новости на Блoкнoт-Таганрог