Таганрог Воскресенье, 29 января

Как таганрогский трамвай превратился в груду металлолома и воскрес из пепла

Через несколько дней, 7 ноября, исполняется 89 лет запуску первого трамвая в Таганроге.

За это время трамвайное движение города перенесло многое – разрушение во время немецко-фашисткого захвата, бесплатный проезд во времена мэра Сергея Шило, полный упадок и предбанкротное состояние несколько лет назад и постепенное восстание из пепла.

Вспомним, как это было.

В начале 30-х годов XX века Таганрог становится крупным промышленным центром на юге России. Значительно увеличилась численность рабочего класса благодаря промышленным заводам. Но так как заводы располагались на окраинах города, то появляется необходимость в городском транспорте.

Хотя предрекал создание трамвайного движения в городе еще раньше великий уроженец Таганрога – Антон Павлович Чехов. Еще в 1899 году в письме к родственникам он писал

«Итак, в Таганроге, кроме водолечебницы Гордона, будет и еще водопровод, трамвай и электрическое освещение».

Но укладка трамвайных путей началась тремя десятилетиями позже – в 1932 году. В ударной, народной стройке принимали участие многие предприятия и жители Таганрога – «Металлургический завод» организовал сбор рельс, поступающих на переплавку, их рихтовали, складировали и доставляли на стройку. «Красный котельщик» выделял сварочные аппараты и сварщиков. «Балтийский» («Комбайновый») обеспечивал поставку балласта. Всего на строительство было выделено 2.5 млн рублей.

7 ноября 1932 года, в честь 15-й годовщины Октября, был выполнен первый рейс трамвая маршрута № 1 от Авиационного завода до старого железнодорожного вокзала - протяженность 8 км. Регулярное движение началось через неделю - 14 ноября. Вагоны трамваев изготавливали в Ленинграде, но бандажи выпускали именно в Таганроге.

Через год, в 1933 году проложена трамвайная линия по ул. Фрунзе до завода «Красный котельщик». 

1935_Taganrog_stroit_tramv_Frunze_str.jpg

Улица Фрунзе, строительство второй нитки трамвайной линии по ул. Фрунзе

Отметим, что именно эту линию стали первыми обновлять компания «Синара». И именно маршрут № 3 первым стал реанимироваться.

Tramvaynye-putya_14.jpg

Обновление трамвайной линии улицы Фрунзе, сентябрь 2021

Также в 1933 году проложена была ветка в сторону металлургического завода до переулка Парковый, то есть часть маршрута № 2.

Еще через год, в 1934 году была проложена 16-километровая линия трамвая в сторону завода «Красный гидропресс», до 5-й горбольницы, то есть маршрут № 5. В 1935-1938 годах проложили до вокзала маршрут № 2.

За эти годы трамвайный трест, в котором работало 456 человек дважды становился призером республиканских соревнований. В депо устроены смотровые канавы и цеха: столярный, механический, кузнечный. Организованы рыбная и животноводческие секции и огородная бригада.

К началу Великой Отечественной войны в тесте уже было 600 человек, он имел жилой дом на 10 квартир, общежитие, столовую на 69 мест и клуб. За 7 лет до начала войны 58 млн вложили в трамвайное дело. В планах было проложить трамвайные пути от Пивоваренного завода ( пер. Большой Садовый, возле парка) к клубу им. Сталина ( ныне Дворец молодежи), а также до мыловаренного завода «Красный Октябрь».

Но тут пришла Великая Отечественная война и случилась оккупация Таганрога. Почти в 4 млн рублей был нанесен ущерб трамвайному движению Таганрога - было разрушено здание конторы, жилой дом и общежитие. Большой урон нанесен путевому хозяйству и контактным сетям, разбито большинство вагонов.

Работы по восстановлению были начаты 1 сентября 1943 года, буквально после изгнания оккупантов из города. На работах было задействовано около 200 человек бывших работников треста. И менее чем через полгода - 12 февраля трамвайное движение в городе было возобновлено. Собирали для восстановления трамвайные вагоны по всему Советскому Союзу, от Новороссийска до Москвы.

51401.jpg

Стальконструкция, линия вдоль металлургического завода, 50-е гг, архив ТТУ

В 1957 году начинаются работы по строительству новой ветки. 

Седьмого ноября 1962 года, на 45-ю годовщину Октября, открывается новый участок. Изначально это отдельная ветка, с конечной на современной остановке «Роза Люксембург», но в скором времени ветку доводят до кольца в Добролюбовском/Некрасовском переулке. С этого момента первый маршрут отменен, вместо него запущен кольцевой маршрут 8/9 .

33698.jpg

На маршруте 9 в 60-х гг, конечная станция "Улица Розы Люксембург", архив ТТУ

Отметим, в 2021 году, когда после реновация трамвайного движения города в трамваях города появились системы безконтактной оплаты горожане были возмущены – «Как это не оплачивать водителю, а освоить пожилым людям новую систему?» Но ведь она не совсем новая – еще в 1959 году в трамваях работала система самообслуживания, где установлены были кассы-копилки, а затем заменяют их на кассы-автоматы.

 В 1975 году начаты работы по проектированию нового для Таганрога вида транспорта – троллейбуса. Троллейбус было решено пустить ко дню рождения трамвая - 7 ноября 1977 года.

51399.jpg

Состав с надписью "Металлург", маршрут 2. 1975 год, архив ТТУ

С приходом 90-х стало не до трамвая. Советская плановая экономика рухнула, рыночная еще не выросла. Трамвай Таганрога выжил, в отличии от многих других трамвайных систем, но долгое время трамвай был предоставлен самому себе. Неэффективно управляемый, брошенный на произвол судьбы, трамвай ветшал и ветшал.

Но всё же таганрожцы помнят «золотое время» - несколько лет в 90-х при мэре Сергее Шило проезд был бесплатным - не сложилась система оплаты.

К началу XXI века трамвайная система города вконец обветшала - по изношенным, погнутым, изломанным трамвайным путям ходили вагоны еще 80-х годов и списанные из Москвы 90-х и начала нынешнего века.

dsc_6647.jpg

Поэтому они и стали каждую неделю гореть, а в их дыры попадал зимой снег, а осенью и весной дождь и грязь. Внутри свисали провода и постоянно пахло горелой проводкой.

zrzf_kfcdqa-_1_.jpg

Всё изменилось в 2021 году. Как выразился губернатор Ростовской области Василий Голубев, «на Таганрог упала манна небесная». Компания «Синара» и Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко обратили внимание на город.

Было подписано концессионное соглашение, согласно которому 11.8 млрд рублей будет выделено на реализацию первого в России проекта модернизации трамвайной сети в течении 14 лет.

Из них 1.45 млрд уже пошли на финансирование первого этапа – обновление трамвайной линии № 3, закупку новых трамваев, оснащение остановками и посадочными площадками.

5.jpg

Tramvaynye-putya_12.jpg

На обновленном трамвае проехала 11 сентября сама Валентина Матвиенко и тогда же она дала старт следующему этапу – обновлению маршрута № 2, которое сейчас и происходит. 

 6.jpg

По прогнозам "Синары" к 2035 году трамваями будут пользоваться 95 тысяч таганрожцев в день, то есть каждый третий горожанин. Будут ли эти данные совпадать с реальной ситуацией пока неизвестно. Но точно можно сказать - таганрогскому трамваю быть.

Д. Паутова

Для статьи взята информация из издания "Вехи Таганрога" Л. И. Найговзин," Из истории таганрогского трамвая" и архива ТТУ.

Ранее мы сообщали, что такой разнообразный трамвайный автопарк осмотрела фотограф «Блокнот Таганрог». Трамвайная система в Таганроге открыта в 1932 году. 




Новости на Блoкнoт-Таганрог
Организации: Блокнот-ТаганрогСобытия: ИсторияПродукты: Трамвай
2
0
t1