Таганрог Вторник, 20 мая
Общество, 05.05.2025 11:00

Таинственно исчезнувший в Таганроге фуникулер

Одна из самых больших загадок перестроечного времени в Таганроге - фуникулер. Его задумал, еще в семидесятых годах, почетный гражданин города Ашот Антонович Межлумян, известный горожанам как автор "Новой" каменной лестницы. Он же тащил эту идею до самой своей смерти в 1994 году.

По задумке Ашота Антоновича спусков в городе должно было быть больше: один из его проектов предлагал устройство лестницы у проходной Кирпичного завода, в конце Смирновского переулка. Сейчас там пустырь.

Другая его задумка была еще масштабнее. Как у Потёмкинской лестницы в Одессе, около нашей Каменной лестницы планировался к постройке фуникулер. Для этого были выполнены серьезные земляные работы, а также работы по бетонированию верхней, нижней и разъездной площадок. 

Наверху, у дома Чайковского, выполнены серьезные работы.  Например, выборка грунта и создание подсобных помещений ниже уровня склона. Это полностью перекроило линию склона: 

Как изменился склон справа от Каменной лестницы в 20 веке

Действующий сейчас ресторан на смотровой площадке стоит не на земле, а на бетонной коробке. Под ним - большое помещение, закрытое со стороны обрыва железными воротами. Именно в этот приямок (на фото выше справа видно ворота, за которыми эта комната) должен был заходить вагончик фуникулера. 

Схематически это выглядит так. (по ходу движения фуникулера после закрытия проекта, высадили тополя): 


В советское время фуникулеры строились в разных городах. Например, прекрасно работает Владивостокский фуникулёр, есть фуникулеры в Сочи, Нижнем Новгороде, Тбилиси и других городах бывшего СССР. 

Фото до 1936 года. Хорошо видно склон до бетонных работ и формирования смотровой площадки

Но в чем же загадка нашего фуникулера?

Полное отсутствие документации.  Есть выполненная часть работ. 
Мы знаем автора, можем посмотреть на задел конструкции... но совершенно не представляем, как должен был выглядеть готовый проект. 
Нет никакой документации, никаких чертежей, нет четкого обоснования, почему строительство было прекращено. 

При этом, фуникулер - не городская легенда. Как и другую брошенную работу - пешеходный мост через Комсомольский спуск - помнят старожилы. Остатки работ можно рассмотреть прогулявшись к каменной лестницы. Пусть вагончики сданы в металл, но документация где? 

Нельзя не отметить классический перестроечный ход: "Это здание нельзя достраивать, под ним скопился мокрый грунт, плывун. Здание вот-вот рухнет" - массово отчитывались чиновники в те годы. Стройка останавливалась. Скелеты недостроенных зданий долго торчали по стране. Такая же история произошла с фуникулером: принято считать, что земляные работы навредили фундаменту дома Чайковского рядом. 

Что сообщают читатели: 
"Знал, работники Таганрогского строительного управления ТСУ строили этот объект, и если не выбросили из подвала по адресу Ленина 220 могла сохраниться и документация"
"Помню как начинали строить фуникулёр: укрепляли, забивали сваи, должны были остаться бальные площадки. А потом все резко свернули. Объявили, что склон осыпается. Оставили смотровую площадку. Кстати, так же строили и по той же причине бросили новый корпус ДГБ"
"Проект был и строительство начиналось, а если хорошо покопаться в архивах ОКС горисполкома, или ТСУ стройтреста1, то его можно отыскать"

Егор Белов

Знаешь что-то об этом? Расскажи нам в комментариях

>>В ТЕЛЕГРАММ<<

    
Новости на Блoкнoт-Таганрог
  Тема: Спецрубрика: О тебе, любимый город!  
2
0