Таганрог Пятница, 22 ноября

Таганрожцам - о периоде становления авиации на Дону с 1912 по 1917 гг.

В статье от 11 января 2024 года мы начали рассказ о становления авиации на Дону и охватили период с 1912 по 1914 гг. Сегодня продолжаем, а помогает нам в этом профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России Института истории и международных отношений Южного Федерального Университета Константин Германович Малыхин.

1915 г. январь – образованы Центральное Управление Военно-Воздушного Флота (ВВФ) и Управление заведующего организацией авиационного дела в действующей армии (Авиадарм). Управление возглавил Великий князь Александр Михайлович Романов (Сандро), которому подчинялась вся авиация действующей Российской армии, кроме эскадры воздушных кораблей, подчинённой непосредственно (через командира эскадры) Верховному Главнокомандующему (являлась его стратегическим резервом).


 

Фото: Сандро

Александр Михайлович Романов (Сандро) – великий князь, сын великого князя Михаила Николаевича, брат великого князя Николая Михайловича, флигель-адъютант (1886), контр-адмирал Свиты (1903), вице-адмирал и генерал-адъютант (1909), адмирал (1915). Во время Первой мировой войны – командовал организацией авиационного дела в армиях Юго-Западного фронта (1914), и во всей действующей армии (1915), полевой генерал-инспектор авиации (1916–1917).

1915 г. июнь 16 – Севастопольская авиационная школа подготовила и выпустила 166 пилотов, в том числе:

- со званием «военный летчик» - 128 человек, в том числе 49 офицеров и 79 нижних чинов.
- со званием «летчик» - 34, в том числе 6 офицеров и 26 нижних чинов.
- со званием «летчик-наблюдатель» - 4 человек.
В том числе переподготовлено летчиков строевых частей – 55 офицеров и военнослужащих нижних чинов.

Самолётный парк школы составлял 55 самолетов, в том числе «Фарман» всех типов - 26, «Моран» -17, «Ньюпор» - 9, «Вуазен» - 3.


 

Фото: Эмблема военного лётчика Русского императорского воздушного флота на офицерский погон.

 

1915 г. – были утверждены опознавательный знак на самолетах и флаг авиации Российской империи в 1915–1918 годах и Белой армии в 1918–1922 гг. Но донская авиация Всевеликого Войска Донского (ВВД) имела свои опознавательные знаки, о которых мы расскажем в других публикациях.


 

Фото: опознавательный знак и флаг Российского Императорского военно-воздушного флота в 1915–1918 годах.

 

1916 г. - год создания истребительной авиации России. Первые авиационные истребительные отряды были созданы в Германии и России. С самого начала войны все её участники использовали самолёты в основном для разведывательных целей. Очень скоро авиация утвердилась как ещё один род войск, истребители появились почти через два года после начала Первой Мировой войны, как средство сопровождения и прикрытия именно разведывательных самолётов, а также и как средство борьбы с разведывательными самолётами противника.

Разведку и корректировку огня артиллерии выполняли, как правило, двухместные самолёты-разведчики, которые также производили и бомбардировку позиций неприятеля. При создании истребительных отрядов основной костяк лётного состава составляли лучшие лётчики разведывательных авиационных отрядов, перед которыми теперь ставилась задача так же сбивать и самолёты противника, именно тогда и появилось понятие «лётчик-ас» для лётчиков, сбившим пять и более самолётов неприятеля. По некоторым данным в первую мировую войну русскими лётчиками-истребителями было сбито 186 самолётов противника.

1916 г. март – в Военном министерстве, взамен ликвидируемых Воздухоплавательного отдела Главного военно-технического управления (ГВТУ) и авиационных подразделений отдела по устройству войск Генштаба, было создано Управление военного воздушного флота (Увофлот) во главе с генерал-майором Н. В. Пневским, Управление воздушным флотом становится централизованным, именно с этого момента можно говорить о полноценном существовании Императорского воздушного флота, до того имелись только отдельные авиационные и воздухоплавательные части.


 

Фото: Пневский Н.В.

Начальник штаба 11-й армии генерал-лейтенант М.И. Шишкевич (3-й слева), полковник Н.В Пневский (4-й слева) с английским корреспондентом лондонской газеты «Таймс» Р. Вильтоном (слева), полковником бельгийской службы (2-й слева) и японским подполковником Араки.

1916 г. сентябрь 06 - дата первого использование пушки в воздушном бою. Доподлинно известно, что именно Первая мировая стала местом и временем боевого крещения авиации. В этот период начали использовать бомбы, ракеты, пулемёты и пушки, которые были адаптированы для применения на летательных аппаратах. Однако точную дату первого использование пушки в воздушном бою в России удалось узнать, изучая историю «молчаливого кубка» (приказ №155 по XI армейскому авиаотряду). Вручение кубка было неофициальной традицией офицеров XI-го армейского авиационного отряда, сформированного в Петрограде в январе 1916 года, входившего в 11-й авиационный дивизион Юго-Западного фронта.

В составе XI-го армейского авиаотряда насчитывалось 9 офицеров авиаторов, 124 нижних чина и несколько двухместных бипланов «Вуазен». Тихоходные французские аппараты с 150-сильным мотором выполняли задачи разведки, аэрофотосъёмки, бомбометания и корректирования артиллерийского огня. В гондоле с пилотом и наблюдателем устанавливали пехотный пулемёт для защиты от нападения вражеских аэропланов. «Вуазены» в течение всей войны были основным типом разведывательной авиации. И эта дата «6/19 сентября 1916 года».

Надпись на обороте полетного листа XI армейского авиаотряда от 08 сентября 1916 года и есть документальная дата первого использование пушки в воздушном бою русскими воздушными силами.


 

Фото: аэроплан с пушкой первый бой.

 

Надпись на обороте полётного листа 11-го армейского авиаотряда от 6 сентября 1916 года: «Очень интересный эпизод. Участие впервые в бою аэроплана с пушкой. Нужно отдельно описать обстоятельно».

1916 г. сентябрь 30 – основан (получено разрешение на строительство) Таганрогский аэропланный завод. Это большая и необычная история, требующая отдельного рассказа в Хронике авиации на Дону. В октябре 1916 г. началось строительство авиационного завода в Таганроге. На строительство была получена беспроцентная ссуда на 800 тыс. рублей. Предприятие спроектировали по передовой технологии. Работа должна была вестись одновременно на двух сборочных линиях: для сухопутных самолётов и для морских.


 

Фото: Ангар Таганрогского аэропланного завода.

Таганрогский аэропланный завод - самое большое авиапредприятие в России на тот момент, его производственная площадь - 13 826 кв. метров. Здесь трудилось свыше 300 рабочих.

1917 г. - начало истории авиационной промышленности СССР. Первые авиационные предприятия в России возникли в 1910-1912. До 1917 года насчитывалось примерно 15 небольших авиазаводов (около 10 тыс. рабочих).

1917 г. – в Новочеркасске образовалось общество деятелей авиации, во главе которого стал лётчик-наблюдатель, инженер-поручик Фёдоров. Была произведена регистрация лётчиков (первые летчики на Дону), находившихся в то время на Дону, зарегистрированы были 19 офицеров.

1917 г. январь - командиром 5-го отряда Воздушной дивизии Черноморского флота, назначен подполковник Рагозин Николай Александрович, который к концу года стал наблюдающим офицером на заводе В. А. Лебедева в Таганроге, талантливый инженер, предложивший собственную конструкцию гидроаэроплана. В последствии, был известным русским летчиком в Испании, ставшим даже личным пилотом генерала Франсиско Франко.

1917 г. весна - особое совещание по обороне приняло решение выдать Лебедеву В.А. очередной заказ - изготовление 180 аэропланов «Лебедь-XIII» (улучшенная версия аэроплана «Лебедь-XII»). Это был очень хороший заказ. Но выполнить его Владимир Александрович не успел. Полыхнула империя. Революция!


 

Фото: аэроплан Лебедь-XII

Еще в конце 1915 г. состоялось испытание первого образца. «Лебедь- XII» развил большую скорость, чем «Вуазен» с тем же двигателем. В апреле завод получил заказ на 225 таких аэропланов по 13500 руб. за экземпляр. До конца года армии сдали около 30 аэропланов «Лебедь- XII». Ещё 164 самолёта передали в казну в 1917 г.

1917 г. октябрь 25 – октябрьский переворот (календарь - старый стиль), образована Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР – 19 июля 1918 года, одно из названий государства).

1917 г. - после революции Императорский Воздушный флот стал Рабоче-Крестьянским Красным Воздушным флотом, а такое понятие, как Военно-воздушные силы, было введено заместителем наркомвоенмора СССР Михаилом Фрунзе в 1924 году. Он же назначил и день ежегодного праздника для ВВС - 14 июля.

1917 г. октябрь 28 (ноябрь 10) - в Смольном по инициативе В. И. Ленина было создано Бюро авиационных комиссаров, а в Москве — Военно-революционный комитет по авиации Московского военного округа.

1917 г. октябрь 25 (ноябрь 07) – 1922 г. октябрь 25 – период Гражданской войны на территории Российской империи.

1917 г. октябрь - Императорский военно-воздушный флот состоял из более 300 частей и подразделений, которые включали 14 авиационных дивизионов, 91 авиаотряд, Эскадру воздушных кораблей «Илья Муромец», состоящую из 4 боевых отрядов, 87 воздухоплавательных отрядов, 32 гидроотряда, 11 авиационных и воздухоплавательных школ, дивизион корабельной авиации, восемь авиапарков, а также поезда-мастерские, авиабазы, воздухоплавательные парки и так далее. Численность личного состава воздушного флота - до 35000 солдат и офицеров, авиапарк насчитывал около 1500 летательных аппаратов.

1917 г. октябрь – большевики получили в наследство по меньшей мере более 30 тыс. человек личного состава Воздушного Флота Российской империи и около 1 тыс. аэропланов. Донская военная авиация послужила основой и базой для появления гражданской авиации на Дону.

1917 г. декабрь – на заводе В. А. Лебедева в Таганроге обязанности наблюдающего офицера исполнял лётчик, русский офицер, авиаконструктор Рагозин Николай Александрович, который предложил собственную оригинальную конструкцию гидроаэроплана.


 

Фото: Рагозин Н.А.

Неожиданный фрагмент истории авиации Дона.

Рагозин Николай Александрович, подполковник, военный летчик, известный не только в Таганроге, но и в русском зарубежье. В 1936 июня 18 он доставил из Тетуана в Севилью, на своём самолёте, каудильо (вождя) Испании генералиссимуса Франсиско Франко. После этого некоторое время был его личным пилотом.

1917 г. декабрь - закончилась история Императорского Военно-Воздушного Флота, когда революция (переворот) привела к развалу России, её Вооружённых Сил и авиационной промышленности. Но нельзя говорить «закончилась русская авиация». Реально, в декабре 1917 года для надзора за Увофлотом создаётся большевистская коллегия, затем Увофлот переименовывается в Главное управление Рабоче-Крестьянского Воздушного Флота (Главвоздухофлот), которое в 1925 году стало Управлением ВВС РККА. Таким образом, в центральных управлениях наблюдалась прямая преемственность армейских и гражданских структур. Аналогично, прямая преемственность наблюдалась и в авиационной промышленности.

Рассказывать о начале истории гражданской авиации на Дону крайне сложно по причине практического отсутствия документальной основы. Из имеющихся в наличии, источников, которые попали во внимание историков по данной теме в 21 веке, стали доступными только четыре материала, а именно:

-        Журнал «Донская волна», №30, от 29 августа, издание 1919. Долгое время находился в Спецхране, стал доступен в последней четверти 20-го века.
-        Рукопись «Неизвестные воспоминания В. Г. Баранова об авиации на Дону», Рукопись не издавалась, существует только электронная версия, которая стала доступной в 2009 году.
-        Книга «Русские воздушные силы». Валерий Томич. Ожидание издания в архиве Франции совтавило
-        более 70 лет. Издание 2022 года. Издана только часть архива. Остальное находится в архивах Дома русского зарубежья, Москва.
-        Книга «Прощание с Доном». Хадлстон Уильямсон. Гражданская война в России в дневниках британского офицера 1919–1920. Издание 2007.

Данные материалы пока еще детально не изучены и не проанализированы с точки знания исторической науки.

 

Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».

Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.

 

Ирина Кузнецова


Ранее сообщалось: Таганрожцам - о периоде становления авиации на Дону с 1912 по 1917 гг.

 


Новости на Блoкнoт-Таганрог
гражданская авиация на донухроникитаганрог блокнот
0
1