Таганрог Четверг, 04 сентября
Краеведческий музей, сегодня, 16:15

Брэйк-данс жирафа-истукана: как джаз натурализовался в Таганроге

Таганрогские эстеты могут снова ликовать — джазовая музыка вполне имеет перспективу стать таким же городским брендом как прото-блогерство Чехова и фривольный юмор Раневской. Тем более, что местный джаз существует уже около века, а первые упоминания о нём в  относятся к 5 сентября 1934 года. Тогда коротенькая заметка информировала о том, что в кинотеатре Рот-Фронт выступит оркестр некого Харченко и музыканты будут озвучивать немое кино.

Радует местных джазфанов и яркий факт, что именно таганрожец завёз в молодой Советский Союз безумную музыку полёта и свободы. Сделал это в 1922 году эксцентричный Валентин Парнах — сын почётного таганрогского аптекаря. Годом раннее он услышал оркестр Льюиса Митчелла и трансформировал в дикие африканские ритмы свои детские страдания от того, что его любила и принимала лишь сестра Елизавета Парнах.

Он же ввёл в прогрессивный обиход своей эпохи странный термин “жирафовидный истукан” — этакую смесь джазового взрыва мозга, эпатажной хореографии и сюрреализма Пикассо и дадаистов.

Ещё в 1934 году фильм “Весёлые ребята” взорвал кинопрокат появлением на экранах ансамбля теа-джаза Леонида Утёсова. Для многих молодых музыкантов, джаз-банд Леонида Осиповича стал референсом для подражания и в советских городах стали зарождаться новые оркестры. Эта прогрессивная волна не обошла и Таганрог. Настолько, что сам Утёсов до 1960 года с удовольствием приезжал погостить в приморский городок.

В юбилейную для локального джаза осень 2024 года своими краеведческими изысканиями о музыкальной культуре Таганрога поделился Виктор Волошин. Он рассказал, что в 1938 году джаз-банда под руководством Смольникова популяризировала в ритмах джаза советские патриотические песни: о Щорсе, Ворошилове, Тачанке и папанинцах.

В Таганроге был даже женский джаз-банд, который создал в 1936 году Капитон Никонович Ливадный на базе клуба Завода имени Сталина. К сожалению, необычный оркестр просуществовал только два года и распался из-за конфликтов женщин-музыкантов и администрации клуба. Удивительно, но предприимчивый бэнд-лидер дожил аж до 1974 года и возможно увидел как танго и фокстроты переобулись в прогрессивный рок.

Впрочем, таганрогская джазовая сцена тридцатых годов не ограничилась тремя фамилиями. В своих историях Виктор Волошин упоминал об оркестре Карпинского, который возник в заводском клубе после увольнения Ливадного. Также вспомнил об ансамбле некого Эммануила Мардиросова, чья банда прогревала гостей кинотеатра “Октябрь”.

К сожалению, Великая Отечественная война и фашистская оккупация Таганрога поставили развитие городского джаза на паузу. Многие музыканты ушли на фронт, кто-то эвакуировался с семьями. Немцам джаз был особо не нужен — под шнапс им хватало простецких кабацких песенок.

После Великой Победы, в процессе возвращения города к мирной жизни, у горожан вновь возник интерес к джазовой культуре. Создал свой оркестр трубач Фёдор Курочкин, где в качестве ударника засветился Юрий Волошин — первый таганрогский стиляга, который носил жёлтые ботинки, набриолиненную чёлку, зелёную фетровую шляпу и галстук расцветки попугая, слетевшего с катушек.

С шестидесятых годов джазовая культура в Таганроге уходила в андеграунд. С одной стороны на советских креаклов давила партия, объявляя их стилягами и тунеядцами. Другим аспектом, который подточил таганрогский джаз, стало увлечением рок-н-роллом и уже в семидесятые, прогрессивными направлениями рока: хард-роком, арт-роком, глэм-роком.

Вернули Таганрогу джаз уже в девяностые. Это были энтузиасты “Таганрог-бэнда”, влюблённые в мелодии Дюка Эллингтона, Луи Армстронга и Гленна Миллера. Сегодня родным джазом рулит бэндлидер Вячеслав Акимов и его оркестр с 2023 года носит имя Валентина Парнаха — пионера советской джазовой сцены.

Денис Ковылин

Ранее сообщали: Таганрожцев приглашают принять участие в международном фотоконкурсе





Новости на Блoкнoт-Таганрог
0
0