Таганрог Суббота, 04 мая
Общество, 06.12.2023 15:00

Таганрогу – о становлении гражданской авиации на Дону

В преддверии Международного дня гражданской авиации, установленного ООН и отмечаемого во всём мире 7 декабря, нам посчастливилось взять интервью у Евгения Маринца - советника Межгосударственного авиационного комитета, пилота-инструктора, экс-командира самолёта Ту-154 Ростовского ОАО, пилота самолётов Boing 737 и Airbus 319. Мы с радостью поведаем нашему читателю о собранной по крупицам хронике становления авиации на Дону, о первом авиарейсе из Ростова, о восьмиместном пассажирском самолёте и о многом-многом другом… И всё это богатое наследие - из уст профессионала, лётчика и пилота Евгения Маринца.

Евгений Маринец родился и долгое время жил в Таганроге, наш земляк.



Фото: Евгений Маринец

Вопрос: Евгений Викторович, что для Вас слово «лётчик»? С чем оно ассоциируется?

Ответ: Небо, скорость, высота… Пожалуй, именно эти образы возникают в голове. А ещё знания, подготовка, опыт, традиции и преемственность… Лётчики - это особые люди. Очень многие мечтают летать и часто представляют себя за штурвалом самолёта. Многие из тех, кто выбрал профессию пилота, мечтали о небе еще в детстве. Их отцы и деды также были лётчиками, поэтому в авиации они не случайные люди. Профессия имеет свою особую романтику, но, кроме этого, это ещё и возможность увидеть разные места на земле: от грандиозных горных массивов и песчаных пустынь до северного ледовитого океана.

Вопрос: Мы знаем, что Вы с коллегами хотите воссоздать хронику Ростовского Объединенного Авиационного Отряда и авиакомпании ДОНАВИА. Как зародилась эта идея?

Ответ: Совершенно верно. И эту хронику мы уже собрали и планируем изложить в книге «Из Хроники РОАО и ДОНАВИА», которая будет издана к 100-летию Гражданской Авиации на Дону. А зародилась эта идея весьма прозаично: разбирая свои личные архивы, ветераны Ростовского Объединенного Авиационного Отряда (РОАО) и авиакомпании ДОНАВИА несколько лет тому назад поняли, что время уходит, официальные архивы закрыты или уничтожены, документов практически нет, а о том, что происходило в авиации в XX веке практически ничего не пишут, и даже уже стали забывать. Чтобы как-то поправить эту ситуацию, мы и решили собрать всю возможную информацию и документы об истории развитии донской авиации.



Фото: личный состав РОАО, 1963 год

Вопрос: А как же интернет-ресурсы? В наши то дни из них можно получить любую информацию! Или это не так?

Ответ: Разумеется, это ошибочное мнение. Некоторые действительно полагают, что хроника становления авиации на Дону - это информация, лежащая на поверхности и находящаяся в свободном доступе - открыл Интернет и всё узнал. Но, как выяснилось, даже всемогущий Интернет многое не знает. Да и откуда он может знать, если за последние 100 лет про авиацию писали вроде бы все, и писали ни о чем. Описывались десятки самолётов, сотни пилотов, героические судьбы и самоотверженный труд. А элементарной хроники, каждодневной дневниковой записи событий, описания отношений между людьми, практически не было, а ведь каждый полёт, каждый без исключения, это не просто перемещение в пространстве, это сложный и ответственный труд, главная задача которого – обеспечение безопасности полётов. А лётчик, в первую очередь - это человек, личность, глава семьи, специалист, который постоянно учится и познает. 

К сожалению, большинство имён просто забыты, и уже неизвестно, как ситуация в государстве влияла на гражданскую авиацию, и как деятельность авиационного сообщества влияла на социум Дона и страны.

Вопрос: Тогда расскажите нам, пожалуйста, из каких источников можно почерпнуть информацию о становлении авиации на Дону?

Ответ: Существуют всего три таких доступных первоисточника.  

Первый - это журнал Донская волна, №30 от 29 августа 1919 года.



«О пилотах», Донская волна

Именно в этом номере журнала «Донская волна» была опубликована первая информация об авиации и лётчиках на Дону, статьи и фотографии, а также стихотворение о донских офицерах, военных летчиках.

Второй источник – это электронная версия рукописи военного летчика, первого организатора авиации на Дону, полковника Баранова В.Г. Рукопись, которая более 80 лет пролежала в архивах во Франции, до сих пор не издана. Совместно с Институтом истории и МО ЮФУ и Донской Государственной Публичной библиотекой мы планируем организовать в 2024 году издание книги по данной рукописи. Последняя рукописная отметка в ней была сделана рукой жены полковника  Баранова В.Г., его друга и единомышленника, Екатериной Дьяковой в августе 1923 года.

Фото: В.Г. Баранов

Полковник авиации, военный летчик Вячеслав Григорьевич Баранов:

в 1918 сентябрь – в Донской армии, ВС Юга России (ВСЮР).

1918 декабрь – полковник Донской армии.

1919 март – командир Донского самолетного дивизиона Донской армии.

1920 март - начальник авиации Донской армии.

Третий источник – книга В.М. Томича «Русские воздушные силы. Материалы истории». Валерий Томич - историк авиации, русский американец, собрал много документов от офицеров русского императорского военно-воздушного флота. Одних только биографических справок было получено и найдено около 5700. И хотя архивных материалов, переданных Томичем Дому русского зарубежья, хватит на несколько книг по истории авиации, пока опубликована только одна книга в 2022 году. Второй такой книги по объему информации в мире нет от слова «совсем».



Фото: Книга «Русские воздушные силы». 2022, В.М. Томич.

Вопрос: Спасибо. Так, а с чего всё-таки началась история гражданской авиации на Дону?

Ответ: Первое сообщество авиационных специалистов на Дону появилось в 1917 году, в Новочеркасске. В обществе было зарегистрировано 19 военных лётчиков, находившихся в то время на Дону.

Инициатива создания на юге боеспособного сильного воздушного флота принадлежит военному лётчику, полковнику Императорского военно-воздушного флота Российской империи Вячеславу Григорьевичу Баранову, который в годы гражданской войны был начальником авиации Донской армии.

Именно благодаря ему в те годы был реализован столь смелый план как эвакуация авиационного имущества с Украины, оккупированной немцами, на Дон, где впоследствии были созданы Донские авиационные дивизионы и Донской авиационный парк. В своей книге воспоминаний он написал о самоотверженных перелётах лётчиков Белой армии к восставшим казакам Верхне-Донской области и подчеркнул, что именно «донские лётчики предвосхитили появление в отечественной авиации нового вида воздушных войск - транспортной военной авиации». Так что можно сказать, что авиация зародилась на Дону ещё в 1918–1922 годах.

Вопрос: Когда появились первые гражданские самолеты и авиаструктуры в Ростове-на-Дону?

Ответ: В 1925 году. Не сразу конечно, но именно в 1925 году в Ростове-на-Дону появились структуры гражданского воздушного флота (гражданской авиации), которые обустроились на земле (аэродром, сооружения, коммуникации, дороги), и была открыта Воздушная Станция Ростов-на-Дону. Для этих целей в поле, за линией Владикавказской железной дороги на север, за дачными посёлками, был выделен участок земли площадью 120 десятин (впоследствии эта территория стала испытательным аэродромом «Роствертол»). Аэродром оборудовали авиазнаками, построили дом для коменданта и обслуживающего персонала, хранилище для керосина, проложили шоссе, соединившее аэродром с городом.  



Фото первого здания аэродрома

Штат аэродрома состоял из авиатехника, уборщика самолётов и рабочего, который помогал при обслуживании самолётов, подвозил бензин с нефтебазы на своей лошади. Верхом технической оснащённости была бензозаправочная вышка. На высоте 7–8 метров на ней была устроена деревянная площадка, на которой водружались три бочки ёмкостью по 400 литров (их наполняли вручную), что обеспечивало дозаправку 2-3 самолётов.

Считается, что именно 15 июня 1925 года, ровно в 6 утра, с этого аэродрома на восьмиместном цельнометаллическом пассажирском самолете «Дорнье-Комет-3» германского производства был выполнен первый прямой пассажирский рейс по маршруту Ростов – Харьков – Орел – Москва.

Документальное подтверждение данного факта найдено историком - автором книг и статей по истории Гражданской авиации на Юге России Лазуревской Юлией Андреевной.

Вопрос: Интересно! И какие они были - эти пассажирские самолёты?

Ответ: Это были небольшие самолёты, рассчитанные на восемь пассажиров. Они имели кабину для двух лётчиков и багажное отделение. Кабинки были комфортабельно обставлены. В них имелись мягкие кресла, столики для еды и книг, бесшумные вентиляторы, электрическое освещение. За первые три месяца работы было перевезено 80 пассажиров. Цифра небольшая, но по тем временам это был серьёзный успех. Со временем воздушная трасса расширялась, увеличивалось и количество совершаемых рейсов. Уже в 1926 году через столицу Дона прошла важная авиамагистраль Москва-Ростов-Тифлис. 



Фото самолёт «Дорнье-Комет-3»

Высота: 3.56 м

Площадь крыла: 62 м²

Масса пустого: 2100 кг

Взлётная масса: 3600 кг

Двигатель: 1 × BMW VI, 447 кВт (600 лс)

Лётные характеристики: максимальная скорость: 200 км/ч, практический потолок: 5200 м

Кстати, первыми гражданскими лётчиками на Дону, скорее всего, были бывшие военные лётчики и военные технические специалисты.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, а как проявили себя донские лётчики во время Великой Отечественной войны?

Ответ: Это отдельная и очень большая страница в истории. Донские авиаторы в числе первых встали на защиту Родины. Многие фронтовые части и полки гражданской авиации были преобразованы в гвардейские.

В мае 1944 года был создан Северо-Кавказский отдельный авиаотряд Гражданского воздушного флота, базировавшийся в аэропорту Ростова-на-Дону. Перед авиаотрядом стояла задача как можно скорее наладить разрушенное за годы войны авиатранспортное сообщение. И лётчики справились с этой задачей. Из Ростова-на-Дону на самолётах Ли-2 пассажиры отправлялись в Москву, Свердловск (Екатеринбург), Симферополь, Астрахань. Можно сказать, что именно из военных авиационных структур выросла гражданская авиация Дона последней четверти ХХ века.

Об этом мало кто знает, но с 1943 года гражданские авиационные структуры (ГВФ, Аэрофлот) практически являлись структурными подразделениями ВВС СССР, и управлялись военными пилотами. Это постановление отменили только в 1992 году. 

Вопрос: Что произошло в 1992 году?

Ответ: Если в двух словах, то Ростовский Объединенный Авиаотряд (РОАО), который эксплуатировал тогда около 60 самолётов пяти типов и имел более 4100 человек личного состава, в соответствии с решением Правительства РФ был реорганизован в акционерную авиакомпанию «ДОНАВИА», акционерное общество «Аэропорт Ростов-на-Дону» и в несколько государственных структур. Но увы, это оказалось блефом. «Красиво было на бумаге, но забыли про овраги».

Вопрос: Спасибо Вам, Евгений Викторович, за содержательный и интересный рассказ. И за трепетную любовь к своему делу.

Ответ: Спасибо за то, что пригласили. Понимаете, когда изучаешь данную тему и держишь в руках подобные книги, начинаешь понимать, что Гражданская Авиация создавалась и существовала только при наличии образованных и квалифицированных, самоотверженных и бесстрашных специалистах авиационного дела - кадры решали всё, что самый главный и самый первый показатель деятельности Гражданской Авиации - это безопасность полётов, что в последнюю четверть XX века Гражданская Авиация Дона была одной из самых безопасных в СССР… Знаете, а это о многом говорит.

Мы благодарим Евгения Викторовича за прекрасную беседу и за уникальную возможность спустя сотню лет прикоснуться к истокам становления гражданской авиации на Дону.

Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА.1925–2000».

Материалы и фотографии предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.

 

Ирина Кузнецова

 

Ранее сообщалось: Ирина Анатольевна Попова: Таганрог славится своими Учителями


Новости на Блoкнoт-Таганрог
авиация на донудонавиалетчикмаринецинтервьютаганрог блокнотгражданская авиация
0
0