Нерегулируемый тариф ожидает жителей Таганрога на пригородные и междугородные маршруты
Читайте также:
- Дороги Ростовской области к ЧМ – 2018 готовы (06.06.2018 19:53)
- В России вступили в силу новые правила технического осмотра автомобилей (04.05.2018 16:40)
- Водитель запер пассажиров в горящей маршрутке в Таганроге (10.08.2016 11:26)
Пригородные и междугородние маршруты Ростова в 2019 году массово начнут переводить на нерегулируемый тариф.
График такого перевода уже готов. Напомним: идея нерегулируемого тарифа заключается в том, что стоимость проезда определяет сам перевозчик.
В областном правительстве подчёркивают, что перевозчики должны экономически обосновывать свои тарифы. Отметим: положения Федерального закона № 220-ФЗ, который и вводит понятие «нерегулируемый тариф», не содержат каких-либо требований по обоснованию, порядку установления и даже информированию пассажиров об изменении тарифа. Все механизмы, которые будут страховать жителей области от потенциально возможных проблем с резким повышением цен на проезд, разработаны здесь же, в регионе.
Среди таких мер — обязанность перевозчика уведомлять о желании поднять тариф за 90 дней. У минтранса РО есть право менять характеристики маршрута, включая его схему, и приглашать новых перевозчиков, если какой-то из старых пожелает взвинтить цены,
Однако, неясно, что может помешать нескольким автобусным перевозчикам, договориться и поднять цену сообща. Также без чёткого ответа остаётся пока вопрос провоза льготных категорий пассажиров.
«Переход на нерегулируемые тарифы должен способствовать рентабельности работы перевозчиков и формированию здоровой конкуренции между ними», — считают в правительстве РО. Это — идеализированная точка зрения. По факту на многих направлениях есть лишь один перевозчик. Идея с конкуренцией будет гарантированно работать только в том случае, если населённый пункт связан с Ростовом не только автобусным, но и жд-сообщением.
Наконец, если говорится о повышении рентабельности, то в любом случае подразумевается возможность перевозчика чаще, чем раз в год (именно так пересматриваются тарифы сейчас), поднимать стоимость проезда. На другие способы повысить рентабельность (оптимизация маршрутных схем, перевозочного процесса, менеджмента и т.п.) вопрос регулируемости тарифа попросту не влияет.
Как бы то ни было, в 2019 году на нерегулируемый тариф переведут более четырёхсот маршрутов. Начнётся это 14 мая с маршрутов №101А (Ростов — Ближние Сады) и 514 (Новочеркасск — Старочеркасская). В августе-сентябре тарифная политика сменится на маршрутах из Ростова в Новошахтинск, Зерноград, Тацинскую, Миллерово, Волгодонск, Ремонтное, Казанскую, Заветное, Зимовники и Усть-Донецк. Кроме этого, нерегулируемый тариф появится на маршрутах в Аксай (в том числе — в ТЦ МЕГА): №№85А, 91, 124, 163, 226 и др.
В ноябре 2019 года на нерегулируемый тариф переведут 362 различных маршрута, в т.ч. оставшиеся автобусы в Аксай и ТЦ МЕГА (кроме №164, у него дата перевода в 2020 г.). Маршруты в Таганрог, Азов и Кулешовку (их полный перевод закончится аж в 2022 г.) и целый ряд других маршрутов. 67 маршрутов переведут на нерегулируемый тариф в 2020, почти сотню — в 2021, и немногим больше десятка — в 2022 году.
Следует отметить, что по некоторым направлениям ввод нерегулируемого тарифа осуществляется постепенно (например, часть автобусов переведут в 2019 г., а часть — в 2020 г.) Кроме этого, часть маршрутов уже переведена на нерегулируемые тарифы, и этот перевод прошёл практически незаметно для пассажиров. Так, например, по нерегулируемым тарифам ездят маршруты №№201 и 202 в Батайск, часть маршрутов в Волгодонск и т.д.
Возможно, мы чрезмерно сгущаем краски, и основная часть маршрутов будет переведена на нерегулируемый тариф совершенно безболезненно. Так, например, произошло в Ставропольском крае. Однако, есть и контрпримеры, где переход на нерегулируемые тарифы повлёк рост стоимости проезда и жалобы со стороны населения (Курская область, Башкирия, Забайкальский край и т.п.)
Очевидно, что эта мера — вынужденная. Отрасль пассажирских перевозок по области переживает не лучшие времена. Однако, перекладывать решение проблем перевозчиков на пассажирский кошелёк представляется некорректным. В прошлом году «Ростов-Транспорт» публиковал интересное наблюдение: в микроавтобусе Шахты — Ростов единственным пассажиром с билетом, купленным на автовокзале, оказался наш обозреватель. Остальные расплачивались с водителем. Более того, в кассе всем предлагали именно такой вариант, а билет продавали только после соответствующего вопроса.
Как нам сообщают читатели, подобная ситуация встречается повсеместно. Не исключено, что в официальной малой рентабельности транспортных услуг виноваты сами перевозчики. Автор Олег Фетисов.