Таганрог Пятница, 13 декабря

Календарь: 314 лет назад в Таганроге построили 1-ю в России искусственную гавань

Петр I был человеком дела. Быстро соображал и решительно, без колебаний, приступал к задуманному. Царь не любил проволочек и волокиты, и потому не доверял чиновникам - любителям бумажной работы.

Пётр лично отыскал место для строительства 1-й военно-морской базы России (место нынешнего Таганрога), и дал необходимые указания для устройства здесь гавани и крепости.

Но затем царь отправился заграницу, в Европу - чтобы лично поучиться западно-европейским технологиям, в которых нуждалась Россия. С отъездом царя у московских чиновников развязались руки. И хоть Пётр точно указал место где надо строить, завязалась бесконечная переписка о выборе места для крепости. Реальное дело "стало", началось дело бумажное.

В июле 1697 года французский инженер де-Лаваль отправился в Таганрог, где согласно выбору царя и предписанию Пушкарского приказа (ведал всеми русскими укреплениями), должен был заняться строительством гавани и города. Но Лаваль, прибыв в Таганрог, заложил шанец (земляную крепость) почему-то не на нашем мысе, выбранном Петром, а на Петрушиной косе.

Московские чиновники долго обсуждали это, а также идею построить гавань и вовсе в устье Миуса (где глубина на несколько километров от берега не превышала 30 см), но в итоге ни до чего не договорились. Закончилось дело тем, что де-Лаваля по доносу арестовали и отправили в Москву для следствия, а строительство гавани окончательно "стало".

Пушкарский приказ, наверно, и дальше продолжал бы свои проволочки, но тут всех снова удивил Пётр. Вместо того, чтобы как и запланировано ехать дальше в Италию, где его ждали, он прямо из Вены повернул домой.

Зная характер Петра, Пушкарский приказ, 1,5 года "динамивший" строительство гавани, резко составил решительное постановление о начале строительства гавани, крепости и города на месте, которое изначально и приказывал Пётр.

Petr_1-serov+.jpg

"Пётр I", худ. Валентин Серов (1907 г.). Фото: muzei-mira.com

12 сентября (нынешний день города) 1698 года капитану "италианской земли" Матвею Симонту приказали поспешить с сооружением Таганрога.

Матвей Симонт преступил к небывалому для России, да и редкому в мировой практике проекту - строительству искусственной гавани в открытом море. Она должна была стать базой первого русского флота.

Итальянец Симонт строил прямоугольную гавань - её молы уходили от берега в море на 300 сажень (ок. 550 м), а поперечные протянулись на 200 (ок. 370). Впервые в мире была применена уникальная технология строительства, позволявшая создать мощное морское укрепление в кратчайшие сроки. На месте будущих молов вбивались в два ряда дубовые сваи, а между свай утрамбовывались "ряжи" - деревянные ящики с мелким камнем, пролитым для скрепления известковым раствором. При сооружении гавани было погружено в воду 199 ящиков камня, каждый размером чуть более 1 куб. м.

Высота свай должна была быть такова, чтобы даже при значительном подъёме воды они всё-таки выступали из неё. Боясь строгой расправы со стороны Петра за медленность, Пушкарский приказ торопил итальянского инженера и рабочих: "сваи побить всеконечно ныне осенью и зимою, чтобы к весне, была пристань всеконечно в готовности".

Для охраны гавани предписывалось устроить шанец (земляную крепость) на Таганрогском мысе, чтобы в нём могли прозимовать 1 000 человек.

Страх гнева Петра был так велик, что чиновники Пушкарского приказа даже дописали, что если капитан Симонт станет отговариваться от погружения свай в воду по каким-либо соображениям, то пусть Азовский воевода сам прикажет сделать это ратным людям. Вся эта суматоха очень понятно в виду одного обстоятельства - весной 1699 года Пётр I намеревался ехать в Таганрог, о начале строительства которого он распоряжался ещё три года назад.

Камень для строительства гавани доставляли на бударах (грузовых судах) от Самбека, по одноимённой реке (ныне почти пересохшей), и из Павловска (около нынешней Николаевки), что на берегу Миусского лимана.

В 1699 году Царь Пётр, сопровождая своего посла морем до г. Керчь, посетил строящийся Таганрог. Работы шли не особенно быстро, но царь всё же был доволен тем, что место, бывшее прежде совершенно пустынным, начало представлять некоторое подобие города. С того времени, с 1699 года, за строящеюся крепостью самим Петром утверждается название "Троицк на Таганроге".

B7NVjehPs-ZSeH5w2RIQHv5QKIuyzfLD0d5ydlRCbPuK3qnOcS91OWTpNHrOBL5TT98hOuatZcXzgo2tV2Z8atVp26WjRDXh5KJHrIoW73U.jpg

Флагман Азовской флотилии Петра I - 58-пушечный линкор "Гото Предестинация" ("Божественное Предзнаменование"). Фото: harmfulgrumpy.livejournal.com

После поездки Петра 1699 года в Керчь, он выпускает одно распоряжение, относительно постройки крепости и гавани, за другим.

Приказывает укрепить углы гавани башнями с пушками, поднять молы (ограждения) гавани ещё на семь футов (ок. 2, 1 м). То, как итальянец Симонт построил молы вызвало у Петра одобрение. Его работу он не критиковал, только приказал облицевать молы камнем. При сооружении гавани было погружено в воду 199 ящиков камня размером в 3 куб. аршина.

В то-же время строилась цитадель перед гаванью, которую сегодня называют "остров Черепаха". На цитадели, которая выходила из воды на 5 футов (ок. 1,8 м), можно было поставить около 100 пушек. При постройке цитадели опускали ящик с камнем и кругом скрепляли сваями. Таких ящиков было опущено 30 штук. Цитадель была готова в 1702, она находилась в море на расстоянии 810 сажен (ок. 1,5 км) от берега. Она была овальной формы, в ширину - ок. 51 м, а в длину -  ок 312 м. Изначально на цитадели стояла деревянная изба.

В общем таганрогская гавань должна была представлять прямоугольник, длинная сторона которого, обращенная к морю, равнялась 892,5 м. Эта сторона по средине рассекалась воротами в 27,5 м ширины, сильно защищёнными молом. Боковые стороны в 1709 году, доведенные до самого берега были разной длины - одна 402,5 м, и другая 345,5 м, со стороны берега из них правая сторона в 402,5 м имела ворота, защищенные бастионами. Кроме того был заложен шанец (крепость) в море.

taganrogprav_article_139212168.jpg

Фото: taganrogprav.ru

Гавань и берега были снабжены 243 пушками, и к ней принадлежало десять кораблей: "Св. Георгий", "Разженное железо", "Цвет войны", "Сила", "Отворённые ворота", "Безбоязнь", "Благое начало", "Соединение", "Ёж" и яхта "Натали".

Создавало таганрогскую гавань, под руководством итальянского капитана Матвея Симонта, около 8 000 человек. Осенью 1705 года Симонт сообщал в Москву: "Летом прошлого 1705 года, сентября по 1 число, в Троицком гавана построена".

А немецкий генерал Христофор Герман Манштейн в своих записках о России писал: "... Он (Пётр) устроил на Азовском море в местности, именуемой Таганрог, прекрасную гавань, названную им Троица, в которой суда, пройдя без груза устьем Дона, под Азовом окончательно вооружались и могли стоять совершенно безопасно. Все, видевшие эту гавань, сознаются, что это одна из наилучших гаваней Европы".

Пётр ещё не знал, что в 1711 году, меньше чем через 10 лет после 1 сентября 1705 года - когда строительство гавани было закончено, её, как и весь город придётся на время разрушить. Но всё равно, Таганрог возродится, в том числе, и благодаря гавани, которая стало основой будущего порта Таганрога.

Станислав Падалка

Ранее мы писали, что 118 лет назад из Марселя в Таганрог прибыл памятник Петру I. Скульптуру самого "морского" императора доставили морем.



Новости на Блoкнoт-Таганрог
Организации: ВМФОрганизации: Блокнот-ТаганрогМеста: морской порт Таганрога
0
0