Общество,
30.11.2018 14:21
Профессор из Таганрога рассказал о пути от студента «радика» до всемирно известного ученого
Читайте также:
- Преподаватель из Таганрога победила в конкурсе «Золотые Имена Высшей Школы» (23.11.2018 17:33)
- В Таганроге школам и садикам предложили украсить город к Новому году (20.11.2018 17:16)
- Прибавка к зарплате бюджетникам Таганрога будет произведена осенью 2019 года на 4 процента (19.11.2018 15:50)
В 2018 году Александр Федоров, доктор педагогических наук, профессор Таганрогского педагогического института, стал победителем Всероссийского конкурса «Золотые имена высшей школы».
Он стал лучшим в номинации «За вклад в науку и высшее образование».В рамках рубрики «Лица города» «Блокнот» спросил Александра Федорова о его жизненном и профессиональном пути.
Александр Викторович не только педагог, но и киновед, кинокритик, член Союза кинематографистов. Он участвовал в конференциях ООН, ЮНЕСКО и Совета Европы, в качестве специалиста по медиаобразованию.
Расскажите немного о себе. Кем мечтали стать в детстве?
- Я родился на Камчатке, в военном городке, где служил мой отец. Отца по службе переводили в разные регионы страны и во время обучения в школе я сменил несколько городов. С раннего детства я увлекся кино и уже в старших классах мечтал поступить на киноведческий факультет ВГИКа. Во ВГИК я попал только со второй попытки, успев до этого получить высшее образование в Южном федеральном университете.
Расскажите, как дальше складывалась ваша жизнь. Были ли какие-то жизненные трудности на вашем пути?
- На киноведческом факультете ВГИКа я учился с огромным энтузиазмом. И сейчас люблю вспоминать, как во время учебы во ВГИКе я здоровался в его коридорах с тогдашней звездной профессурой — Сергеем Бондарчуком, Алесеем Баталовым, Сергеем Герасимовым.
После окончания ВГИКа я решил поступать в аспирантуру Института художественного воспитания Академии педагогических наук. Моим научным руководителем был Юрий Усов, доктор искусствоведения, заведующий лабораторией экранных искусств, которому я обязан своим научным становлением.
После успешной защиты кандидатской диссертации стал заведовать кафедрой в Таганрогском государственном педагогическом институте. Но наука снова взяла верх - и я опять отправился в Москву поступать в докторантуру Российской академии образования. Учиться в столице в годы перестройки было трудно, стипендия докторантов была чисто символической, приходилось все время искать какие-то подработки.
Несмотря на материальные трудности, я защитил докторскую диссертацию и вернулся в Таганрог, где снова стал заведовать кафедрой в Таганрогском педагогическом институте.
Как у вас возникло желание заняться наукой в направлении медиаобразования?
- В годы обучения в аспирантуре и докторантуре я всерьез увлекся кинопедагогикой и медиаобразованием. Еще во второй половине 1980-х у меня вышли первые книжки на эту тему в столичном издательстве «Киноцентр». Большая российская энциклопедия, трактует на своих страницах термин «медиаобразование» в моей формулировке - это один из предметов моей научной гордости. Конечно, публикации книг вызывали у меня радостные чувства, но несравнимые с самым счастливым моментом жизни - рождением дочери. Она пошла по моим стопам в науке.
Насколько вам важно, что на ваши работы ссылаются? Насколько вообще в науке важен такой показатель, как индекс цитирования?
- Что кто-то ссылается на научные труды важно, но это не самоцель. Кроме того, индекс цитирования очень сильно зависит от сферы науки, которой занимается ученый. В биологии, химии, физике принято часто цитировать коллег, поэтому индексом цитирования от 20 до 30 там никого не удивишь. В социальных и гуманитарных науках такие цифры считаются относительно высокими показателями. ( У Федорова индекс цитируемости 28 — прим.ред.).
Медиаобразование относительно молодой термин. Насколько актуально развитие медиаобразования?
- Жизнь в современном мире требует от человека существенной медиакомпетентности, и именно процесс медиаобразования позволяет ему стать грамотным. Так что лично для меня актуальность медиаобразования не вызывает никаких сомнений. Основные задачи возглавляемой мною научной школы- развитие процесса медиаобразования. В ее рамках за последние 25 лет успешно осуществлено около тридцати проектов.
Какие задачи вы ставите в вашей области науки на ближайшие годы?
- В настоящее время научный коллектив под моим руководством работает над двумя научными проектами, поддержанными грантами Российского научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований. Один из них посвящен исследованию истории и современного состояния развития медиаобразования в странах СНГ. Этим мы и собираемся заниматься в ближайшие годы.
Ранее мы сообщили, что обсуждается вопрос о повышении зарплат работникам образовательной отрасли Донского края. Заслуженный учитель России Виктор Макаренко прокомментировал ситуацию.