Таганрог Четверг, 02 мая
Общество, 06.04.2023 15:30

По следам истории: И.И. Шавша и его стальные птицы

Только в полёте живут самолёты… И в руках Игоря Ивановича Шавши, гвардии полковника ВВС, военного лётчика-истребителя первого класса, ветерана двух войн – Великой Отечественной и корейской, самолёты действительно оживали.

В библиотеке имени А.П. Чехова прошёл памятный вечер, посвящённый 100-летию со дня рождения выдающегося лётчика. Много добрых слов в адрес И.И. Шавши говорили те, кто был с ним лично знаком. Отмечали, что еще при жизни Игорь Иванович стал легендой для нескольких поколений авиаторов.

Из лётного технического училища, в которое поступил И.И. Шавша, он должен был выйти лейтенантом технической службы. Но в воздухе пахло войной, и курсантов выпустили досрочно в звании сержантов. Поздравили, выдали обмундирование и на фронт. Так 17-летний юноша впервые узнал, что такое война.

И.И. Шавша говорил: «На моих «Яках», которые я готовил к полётам, за полтора года войны погибли 7 лётчиков. Представьте моё состояние: я готовлю самолёт, провожаю лётчика, жду… Смотрю в небо… Нет и нет… Не дай Бог больше пережить такое! Лучше летать самому в небе, чем ждать других на  земле!» И эти слова как нельзя лучше характеризуют личностные качества Игоря Ивановича.

А вы знаете, кто обучал знаменитого лётчика премудростям управления самолётом? Игорь Иванович вспоминает: «Наконец, я получил возможность учиться на лётчика. И знаете, кто меня обучал этой настоящей мужской премудрости? Девушки! Хрупкие да маленькие такие, настоящие «таракашки» - лейтенанты Буланова и Фёдорова. И причём летать учили на «И-16», одном из самых сложных самолётов, на котором не любил летать даже Чкалов. Потом я освоил и другие самолёты…»



Фото: airwar.ru «И-16 тип 24»

Во время Великой Отечественной войны И.И. Шавша служил в полку «Нормандия-Неман» техником-механиком. Он вспоминает: «Дело в том, что французские лётчики летали на наших самолётах – «Яках», техникам-французам обслуживать их было непросто, и техников отправили во Францию, а к «Якам» приставили наших техников». Так Игорь Иванович оказался в числе специалистов полка…

В 1946 году И.И. Шавша начал летать на самых первых реактивных самолётах. В 1947 году участвовал в Параде Победы в Москве, на «Як-15» летал над Красной площадью. А потом, когда в 1950-м году началась корейская война, Игорь Иванович снова попал в самое пекло. Нашим лётчикам в то время приходилось очень сложно. Особенно тем, у кого не было военного опыта. У Игоря Ивановича опыта тоже не было, ведь во время второй мировой он был не лётчиком, а механиком. Но ему повезло – он попал в звено к опытному ведущему-фронтовику, который фактически научил его воевать.

И.И. Шавша вспоминает: «У американцев было 8 типов боевых самолётов. Один из них – Ф-86, стреловидный «Сейбр». По многим параметрам он был лучше нашего – у нас не было таких мощных тормозов, их самолёты вели себя лучше и на средних высотах, у них была лучше горизонтальная маневренность… Зато у наших «МИГов» был мощнее огонь. И наш самолёт был намного живучее. Бывало, что мы возвращались на аэродром с 30-ю дырками – пробоинами, но возвращались! И были живы».


Фото: авиару.рф «Як-15»

Игорь Иванович говорил: «Нам приходилось взлетать над Китаем, а оттуда уже заходить на Корею, это 38-я параллель. Мы должны были летать строго по коридору, который прозвали «красной аллеей». Только туда и обратно, ни на метр в сторону и ни на метр дальше, иначе окажемся или над океаном, или над вражеской Японией. Но самое противное – это было солнце. Все военные действия велись с утра до обеда. Мы взлетали против солнца, оно нас слепило настолько, что мы подчас не видели противника, даже когда он был рядом, и это давало ему большие преимущества. Американцы взлетали с территории Японии и всё время летели к солнцу. Или, допусти, я преследую американца, он уходит в сторону моря, а мне туда лететь нельзя. С нас взяли расписку, что мы туда ни в коем случае летать не будем, и что не дадимся врагу живыми. И за всю войну в Корее американцам не удалось взять в плен ни одного нашего лётчика».

Игорь Иванович Шавша начал корейскую войну младшим лётчиком, а через год стал командиром эскадрильи. В 1953 году приехал в Таганрог, где до мобилизации из армии служил на таганрогском военном аэродроме…После увольнения из армии И.И. Шавша восемь лет был начальником летной подготовки Таганрогского аэроклуба и ещё 8 лет руководил юношеским клубом «Дружба». Мальчишки и девчонки с увлечением слушали рассказы бывалого лётчика, учились стрелять из воздушного оружия. Но самое главное, каждый, кто занимался в клубе, мог примерить на себя настоящий комбинезон боевого лётчика.

Самолёт И.И. Шавши, последний, на котором он летал, СУ-7Б под номером «77» стоит сейчас на площади Авиаторов перед входом в таганрогский авиагородок…


В авиации И.И. Шавша был 50 лет! В двух войнах обслужил 250 боевых вылетов на истребителях, выполнил сам 150 боевых вылетов в Корее. Сбил 5 самолётов противника лично, в группе – 8. Сам был сбит дважды. Обучил и воспитал целую плеяду легендарных летчиков и космонавтов – среди них космонавт Джанибеков, главком ВВС Михайлов, летчики испытатели Пугачев, Квочур, Толбоев и многие другие. Сам Игорь Иванович летал до 60-ти лет и освоил 40 типов самолетов производства СССР и США, Польши и Чехословакии. Был ранен в боях неоднократно, перенёс два инфаркта и клиническую смерть. Откуда он черпал силу?

А ответ наверно в следующем: сам лётчик-ас, хоть и не был верующим человеком, но считал, что в самые трудные моменты жизни ему всегда помогал Бог. И в самых сложных ситуациях он всегда вспоминал о Боге. А ещё Игорь Иванович был очень человечным человеком, не побоюсь этой тавтологии: «Я  ненавижу войны. Я, участник двух их них, считаю, что нет ничего страшнее. Но я не знаю ничего лучше, чем миссия защитника своей Родины… Я видел горе опустошения в нашей стране, я видел, как выжигали Корею напалмом… Я видел, как под самолётом горят улицы, как горят живьём люди, и этот запах гари, запах горелого человеческого мяса преследовал нас долго…»

Игорь Иванович, помним Вас. Чтим. Восхищаемся.

Ирина Кузнецова


Ранее сообщалось, что В Таганроге стартовала ежегодная весенняя обработка городских территорий. Ни один вредитель не пройдёт!  



Новости на Блoкнoт-Таганрог
Персоны: летчикОрганизации: Блокнот-ТаганрогСобытия: самолеты
3
0