Как таганрогский трамвай превратился в груду металлолома и воскрес из пепла
Фото - маршрут 3, ул. Розы Люксемург, 50-е гг, архив ТТУ
Читайте также:
- Миллиардера, модернизирующего трамвайную систему Таганрога, Путин наградил орденом «За заслуги перед Отечеством» (28.10.2021 14:00)
- Ветеранов ТТУ лишили льгот, после создания нового трамвайного движения (08.10.2021 10:00)
- Трамвайное депо Таганрога получит вторую жизнь (04.10.2021 12:00)
Через несколько дней, 7 ноября, исполняется 89 лет запуску первого трамвая в Таганроге.
За это время трамвайное движение города перенесло многое – разрушение во время немецко-фашисткого захвата, бесплатный проезд во времена мэра Сергея Шило, полный упадок и предбанкротное состояние несколько лет назад и постепенное восстание из пепла.
Вспомним, как это было.
В начале 30-х годов XX века Таганрог становится крупным промышленным центром на юге России. Значительно увеличилась численность рабочего класса благодаря промышленным заводам. Но так как заводы располагались на окраинах города, то появляется необходимость в городском транспорте.
Хотя предрекал создание трамвайного движения в городе еще раньше великий уроженец Таганрога – Антон Павлович Чехов. Еще в 1899 году в письме к родственникам он писал
«Итак, в Таганроге, кроме водолечебницы Гордона, будет и еще водопровод, трамвай и электрическое освещение».
Но укладка трамвайных путей началась тремя десятилетиями позже – в 1932 году. В ударной, народной стройке принимали участие многие предприятия и жители Таганрога – «Металлургический завод» организовал сбор рельс, поступающих на переплавку, их рихтовали, складировали и доставляли на стройку. «Красный котельщик» выделял сварочные аппараты и сварщиков. «Балтийский» («Комбайновый») обеспечивал поставку балласта. Всего на строительство было выделено 2.5 млн рублей.
7 ноября 1932 года, в честь 15-й годовщины Октября, был выполнен первый рейс трамвая маршрута № 1 от Авиационного завода до старого железнодорожного вокзала - протяженность 8 км. Регулярное движение началось через неделю - 14 ноября. Вагоны трамваев изготавливали в Ленинграде, но бандажи выпускали именно в Таганроге.
Через год, в 1933 году проложена трамвайная линия по ул. Фрунзе до завода «Красный котельщик».
Улица Фрунзе, строительство второй нитки трамвайной линии по ул. Фрунзе
Отметим, что именно эту линию стали первыми обновлять компания «Синара». И именно маршрут № 3 первым стал реанимироваться.
Обновление трамвайной линии улицы Фрунзе, сентябрь 2021
Также в 1933 году проложена была ветка в сторону металлургического завода до переулка Парковый, то есть часть маршрута № 2.
Еще через год, в 1934 году была проложена 16-километровая линия трамвая в сторону завода «Красный гидропресс», до 5-й горбольницы, то есть маршрут № 5. В 1935-1938 годах проложили до вокзала маршрут № 2.
За эти годы трамвайный трест, в котором работало 456 человек дважды становился призером республиканских соревнований. В депо устроены смотровые канавы и цеха: столярный, механический, кузнечный. Организованы рыбная и животноводческие секции и огородная бригада.
К началу Великой Отечественной войны в тесте уже было 600 человек, он имел жилой дом на 10 квартир, общежитие, столовую на 69 мест и клуб. За 7 лет до начала войны 58 млн вложили в трамвайное дело. В планах было проложить трамвайные пути от Пивоваренного завода ( пер. Большой Садовый, возле парка) к клубу им. Сталина ( ныне Дворец молодежи), а также до мыловаренного завода «Красный Октябрь».
Но тут пришла Великая Отечественная война и случилась оккупация Таганрога. Почти в 4 млн рублей был нанесен ущерб трамвайному движению Таганрога - было разрушено здание конторы, жилой дом и общежитие. Большой урон нанесен путевому хозяйству и контактным сетям, разбито большинство вагонов.
Работы по восстановлению были начаты 1 сентября 1943 года, буквально после изгнания оккупантов из города. На работах было задействовано около 200 человек бывших работников треста. И менее чем через полгода - 12 февраля трамвайное движение в городе было возобновлено. Собирали для восстановления трамвайные вагоны по всему Советскому Союзу, от Новороссийска до Москвы.
Стальконструкция, линия вдоль металлургического завода, 50-е гг, архив ТТУ
В 1957 году начинаются работы по строительству новой ветки.
Седьмого ноября 1962 года, на 45-ю годовщину Октября, открывается новый участок. Изначально это отдельная ветка, с конечной на современной остановке «Роза Люксембург», но в скором времени ветку доводят до кольца в Добролюбовском/Некрасовском переулке. С этого момента первый маршрут отменен, вместо него запущен кольцевой маршрут 8/9 .
На маршруте 9 в 60-х гг, конечная станция "Улица Розы Люксембург", архив ТТУ
Отметим, в 2021 году, когда после реновация трамвайного движения города в трамваях города появились системы безконтактной оплаты горожане были возмущены – «Как это не оплачивать водителю, а освоить пожилым людям новую систему?» Но ведь она не совсем новая – еще в 1959 году в трамваях работала система самообслуживания, где установлены были кассы-копилки, а затем заменяют их на кассы-автоматы.
В 1975 году начаты работы по проектированию нового для Таганрога вида транспорта – троллейбуса. Троллейбус было решено пустить ко дню рождения трамвая - 7 ноября 1977 года.
Состав с надписью "Металлург", маршрут 2. 1975 год, архив ТТУ
С приходом 90-х стало не до трамвая. Советская плановая экономика рухнула, рыночная еще не выросла. Трамвай Таганрога выжил, в отличии от многих других трамвайных систем, но долгое время трамвай был предоставлен самому себе. Неэффективно управляемый, брошенный на произвол судьбы, трамвай ветшал и ветшал.
Но всё же таганрожцы помнят «золотое время» - несколько лет в 90-х при мэре Сергее Шило проезд был бесплатным - не сложилась система оплаты.
К началу XXI века трамвайная система города вконец обветшала - по изношенным, погнутым, изломанным трамвайным путям ходили вагоны еще 80-х годов и списанные из Москвы 90-х и начала нынешнего века.
Поэтому они и стали каждую неделю гореть, а в их дыры попадал зимой снег, а осенью и весной дождь и грязь. Внутри свисали провода и постоянно пахло горелой проводкой.
Всё изменилось в 2021 году. Как выразился губернатор Ростовской области Василий Голубев, «на Таганрог упала манна небесная». Компания «Синара» и Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко обратили внимание на город.
Было подписано концессионное соглашение, согласно которому 11.8 млрд рублей будет выделено на реализацию первого в России проекта модернизации трамвайной сети в течении 14 лет.
Из них 1.45 млрд уже пошли на финансирование первого этапа – обновление трамвайной линии № 3, закупку новых трамваев, оснащение остановками и посадочными площадками.
На обновленном трамвае проехала 11 сентября сама Валентина Матвиенко и тогда же она дала старт следующему этапу – обновлению маршрута № 2, которое сейчас и происходит.
По прогнозам "Синары" к 2035 году трамваями будут пользоваться 95 тысяч таганрожцев в день, то есть каждый третий горожанин. Будут ли эти данные совпадать с реальной ситуацией пока неизвестно. Но точно можно сказать - таганрогскому трамваю быть.
Д. Паутова
Для статьи взята информация из издания "Вехи Таганрога" Л. И. Найговзин," Из истории таганрогского трамвая" и архива ТТУ.
Ранее мы сообщали, что такой разнообразный трамвайный автопарк осмотрела фотограф «Блокнот Таганрог». Трамвайная система в Таганроге открыта в 1932 году.